Взыскание недоимки налоговыми органами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание недоимки налоговыми органами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ

Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.

В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.

Какие лица считаются взаимозависимыми

Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

Конечно, можно обратиться к ст. 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ. В соответствии с ней взаимозависимыми, в частности, признаются:

  • компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
  • физическое лицо и организация, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
  • компании, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • компании, в которых директором является одно и то же лицо;
  • компании и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Вот только суд может признать компании зависимыми совершенно по другим основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, определения КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14329/09 по делу № А11-12735/2008). Такая возможность, с одной стороны, дает простор для толкования понятия «зависимость», но с другой – позволяет пресечь практику создания новых компаний только для того, чтобы старые смогли уклониться от уплаты налогов.

Если должник – банкрот

Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).

Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Читайте также:  План урока постоянные и переменные затраты

ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов — это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.

В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Порядок взыскания недоимок 2020

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его.

В судебные инстанции налоговые органы обращаются только в том случае, когда для этого возникает необходимость, к примеру, если был пропущен срок давности для проведения взыскания.

Следующая стадия – взыскание задолженности за счет имущества – может применяться только при установлении невозможности взыскания за счет средств на расчетных счетах.

В этот же момент налоговая служба может взыскать и пени, как способ компенсации того, что деньги в бюджет не поступили своевременно.

Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога. Предельный двухлетний срок исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.

В зависимости от вида счета поручение выполняется банком в течение 1-2 операционных дней с момента его получения от ИФНС и по мере пополнения счетов, если средств не хватает.

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Читайте также:  Материнский капитал на третьего ребёнка и другие пособия в 2023 году

Отметим, что при сумме недоимки от 3000 рублей срок остаётся прежний – 2 месяца после истечения срока исполнения требования об уплате.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Âçûñêàíèå íåäîèìêè çà ñ÷åò äåíåæíûõ ñðåäñòâ íàëîãîïëàòåëüùèêà íà áàíêîâñêèõ ñ÷åòàõ

Âòîðûì ýòàïîì âíåñóäåáíîãî ïîðÿäêà ÿâëÿåòñÿ âçûñêàíèå íåäîèìêè çà ñ÷åò äåíåæíûõ ñðåäñòâ íàëîãîïëàòåëüùèêà íà áàíêîâñêèõ ñ÷åòàõ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 46 ÍÊ ÐÔ. Âçûñêàíèå íàëîãà â äàííîì ñëó÷àå ïðîèçâîäèòñÿ ïî ðåøåíèþ íàëîãîâîãî îðãàíà, êîòîðîå äîëæíî áûòü ïðèíÿòî íå ïîçäíåå äâóõ ìåñÿöåâ ïîñëå èñòå÷åíèÿ ñðîêà, óñòàíîâëåííîãî â òðåáîâàíèè îá óïëàòå íàëîãà.

Ðåøåíèå î âçûñêàíèè äîâîäèòñÿ äî ñâåäåíèÿ íàëîãîïëàòåëüùèêà â òå÷åíèå øåñòè äíåé ïîñëå âûíåñåíèÿ óêàçàííîãî ðåøåíèÿ.  ñëó÷àå íåâîçìîæíîñòè âðó÷åíèÿ ðåøåíèÿ î âçûñêàíèè íàëîãîïëàòåëüùèêó ïîä ðàñïèñêó èëè ïåðåäà÷è èíûì ñïîñîáîì, ñâèäåòåëüñòâóþùèì î äàòå åãî ïîëó÷åíèÿ, ðåøåíèå î âçûñêàíèè íàïðàâëÿåòñÿ ïî ïî÷òå çàêàçíûì ïèñüìîì è ñ÷èòàåòñÿ ïîëó÷åííûì ïî èñòå÷åíèè øåñòè äíåé ñî äíÿ íàïðàâëåíèÿ çàêàçíîãî ïèñüìà.

Ðåøåíèå î âçûñêàíèè, ïðèíÿòîå íàëîãîâûì îðãàíîì ïîñëå èñòå÷åíèÿ óêàçàííîãî äâóõìåñÿ÷íîãî ñðîêà, ñ÷èòàåòñÿ íåäåéñòâèòåëüíûì è èñïîëíåíèþ íå ïîäëåæèò.  ýòîì ñëó÷àå íàëîãîâûé îðãàí ìîæåò îáðàòèòüñÿ ñ èñêîì â ñóä î âçûñêàíèè ïðè÷èòàþùåéñÿ ê óïëàòå ñóììû. Òàêîé èñê ìîæåò áûòü ïîäàí â òå÷åíèå øåñòè ìåñÿöåâ ïîñëå èñòå÷åíèÿ ñðîêà èñïîëíåíèÿ òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íàëîãà. Ïðîïóùåííûé ïî óâàæèòåëüíîé ïðè÷èíå ñðîê ïîäà÷è çàÿâëåíèÿ ìîæåò áûòü âîññòàíîâëåí ñóäîì. Çàìåòèì, ÷òî çàêîíîäàòåëü ÷åòêî óñòàíîâèë ñðîê äëÿ îáðàùåíèÿ â ñóä, óñòðàíèâ òåì ñàìûì ïðîáåë â ðåãóëèðîâàíèè äàííîãî âîïðîñà.

Ïðèíóäèòåëüíîå âçûñêàíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïóòåì íàïðàâëåíèÿ â áàíê, â êîòîðîì îòêðûòû ñ÷åòà íàëîãîïëàòåëüùèêà, ïîðó÷åíèÿ íà ñïèñàíèå è ïåðå÷èñëåíèå â áþäæåòíóþ ñèñòåìó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íåîáõîäèìûõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ.  äàííîì ïîðó÷åíèè óêàçûâàþòñÿ ñ÷åòà íàëîãîïëàòåëüùèêà, ñ êîòîðûõ äîëæíî áûòü ïðîèçâåäåíî ïåðå÷èñëåíèå íàëîãà, è ñóììà, ïîäëåæàùàÿ ïåðå÷èñëåíèþ.

Ñëó÷àè âçûñêàíèÿ íàëîãà, ïåíè è øòðàôà èñêëþ÷èòåëüíî ÷åðåç ñóä

Ñ 1 ÿíâàðÿ 2007 ã. âçûñêàíèå íàëîãà, ïåíè è øòðàôà èñêëþ÷èòåëüíî â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ïðîèçâîäèòñÿ â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:

ñ îðãàíèçàöèé, êîòîðûì îòêðûòû ëèöåâûå ñ÷åòà, ïðè÷åì ñ÷åòà, îòêðûòûå â îðãàíàõ Ôåäåðàëüíîãî êàçíà÷åéñòâà (èíûõ îðãàíàõ, îñóùåñòâëÿþùèõ îòêðûòèå è âåäåíèå ëèöåâûõ ñ÷åòîâ) â ñîîòâåòñòâèè ñ áþäæåòíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;

â öåëÿõ âçûñêàíèÿ íåäîèìêè, ÷èñëÿùåéñÿ áîëåå òðåõ ìåñÿöåâ çà îðãàíèçàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ çàâèñèìûìè (äî÷åðíèìè) îáùåñòâàìè, ñ ñîîòâåòñòâóþùèõ îñíîâíûõ (ïðåîáëàäàþùèõ, ó÷àñòâóþùèõ) îáùåñòâ â ñëó÷àÿõ, êîãäà íà ñ÷åòà ïîñëåäíèõ â áàíêàõ ïîñòóïàåò âûðó÷êà çà ðåàëèçóåìûå òîâàðû (ðàáîòû, óñëóãè) çàâèñèìûõ (äî÷åðíèõ) îáùåñòâ, à òàêæå çà îðãàíèçàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ îñíîâíûìè (ïðåîáëàäàþùèìè, ó÷àñòâóþùèìè) îáùåñòâàìè, ñ çàâèñèìûõ (äî÷åðíèõ) îáùåñòâ (ïðåäïðèÿòèé), êîãäà íà èõ ñ÷åòà â áàíêàõ ïîñòóïàåò âûðó÷êà çà ðåàëèçóåìûå òîâàðû (ðàáîòû, óñëóãè) îñíîâíûõ (ïðåîáëàäàþùèõ, ó÷àñòâóþùèõ) îáùåñòâ;

ñ îðãàíèçàöèè èëè èíäèâèäóàëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ, åñëè èõ îáÿçàííîñòü ïî óïëàòå íàëîãà îñíîâàíà íà èçìåíåíèè íàëîãîâûì îðãàíîì þðèäè÷åñêîé êâàëèôèêàöèè ñäåëêè, ñîâåðøåííîé òàêèì íàëîãîïëàòåëüùèêîì, èëè ñòàòóñà è õàðàêòåðà äåÿòåëüíîñòè ýòîãî íàëîãîïëàòåëüùèêà.

Сроки взыскания налогов

Законом установлены различные сроки для взыскания в бесспорном и судебном порядке. В бесспорном порядке налоговый орган вправе в течение двух месяцев после окончания отведенного срока на добровольную уплату списать денежные средства с лицевого счета. Для погашения долга путем взыскания с имущества налогоплательщика установлен годичный срок. В судебном же порядке срок равняется шести месяцам.

Двухмесячный срок подлежит восстановлению только в судебном порядке и при наличии уважительной причины. Данный срок может быть продлен в случае наложения судебного ограничения. В случае пропуска срока на бесспорное взыскание долга налоговая может обратиться в суд. Пропуск двухмесячного срока может быть восстановлен в течение шести месяцев.

Также законодатель отводит и шесть месяцев на восстановление пропущенного судебного срока. Пропущенный налоговой инспекцией срок на погашение долга за счет имущества налогоплательщика может быть восстановлен в течение двух лет после окончания срока на добровольную оплату долга.

Взыскание задолженности по налогам производится на основании Налогового кодекса Российской Федерации (статья 46). Процесс изъятия денежных средств, согласно закону, может производиться принудительно, что отражается в пункте 1.10 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Также может потребоваться судебное разбирательство для возврата задолженности. Тогда процесс рассматривается в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса отмечается необходимость направления требований об оплате задолженности в течение трех месяцев. Лицу или организации дается восемь рабочих дней после получения требования на погашение долга. Также налоговики оставляют за собой право продлевать данный срок в индивидуальном порядке. Меры прописываются в 4 абзаце п.4 ст.69 и п.6 ст. 61 Налогового кодекса РФ.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы России (№ ММВ-7-8/662 от 3.10.2012) разработана форма решения о взыскании налога без привлечения судебных органов. Оно должно готовиться в течение 60 месяцев . По истечении этого срока решить вопрос с взысканием можно только с помощью суда.

Взыскание в судебном порядке

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговики обязаны соблюдать сроки, установленные п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только через суд.

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Читайте также:  Исковое заявление о признании права собственности в порядке наследования

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *