Как работают судебные приставы по исполнительному листу ?!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работают судебные приставы по исполнительному листу ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.

ФССП был создан на базе существовавшего в СССР (и на начальной стадии существования Российской Федерации) института судебных исполнителей. Отдельной службы судебных исполнителей не существовало. Штаты судебных исполнителей работали при судах первой инстанции и подчинялись непосредственно председателям этих судов.

Учреждение ФССП как самостоятельного органа исполнительной власти было обусловлено необходимостью централизации действий судебных исполнителей и отхода от устаревшей системы территориальности, при которой исполнение решения могло иметь место далеко от места жительства взыскателя.

При этом основная задача ФССП сохранилась практически неизменной — принудительное исполнение судебных актов, имеющих распорядительный характер. Дополнительно на ФССП была возложена обязанность ведения государственного реестра юрлиц, чья предпринимательская деятельность связана с возвратом просроченных задолженностей (коллекторские бюро). Одновременно в компетенцию ФССП входит контроль и надзор за деятельностью этих юридических лиц.

Деятельность ФССП регламентируется различными нормативными актами и в частности, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом № 1316 Президента РФ от 13.10.2004 года.

При исполнении судебных актов распорядительного характера судебные приставы используют обширный инструментарий принудительных мер, к которым относятся:

  • Принудительные взыскания;
  • Аресты имущества;
  • Аресты банковских счетов;
  • Частичное ограничение прав должников;
  • Привлечение должников к административной и уголовной ответственности.

Опись имущества при отсутствии должника

Факт того, что должник отсутствует в квартире, не останавливает приставов от выполнения своей работы и исполнения решения суда. Опись имущества в этом случае проводится без его владельца.

Основные особенности описи и изъятия имущества приставами в отсутствие должника:

  • при описи, изъятии имущества неплательщика в обязательном порядке должны присутствовать понятые (не меньше двух человек) – это лица, не заинтересованные в процессе.
  • все документы (опись, акт) пристав оформляет в присутствии понятых. Их функция – подтвердить, что пристав не нарушает требования законодательства и действует исключительно в рамках своих полномочий;
  • в акте ставится дата, а также прописываются ФИО всех, кто принимал участие в данном мероприятии;
  • акт также содержит описание и наименование предметов, их признаки отличия, предварительную стоимостную оценку;
  • фиксируется информация о том, в каком объеме, виде и на какой период вводится ограничение прав неплательщика пользоваться своим имуществом;
  • в случае изъятия вещей, принадлежащих должнику, в акте ставится соответствующая отметка, и указываются ФИО и адрес лица, кому передается имущество на хранение и обязательно прописывается, что это лицо несет ответственность за переданные ему на хранение вещи, пока они не будут отданы представителю ФССП либо проданы на аукционе;
  • в акте ставят подписи все, кто принимал участие в описи;
  • неплательщик, а также все присутствующие получают копию данного акта.

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ — это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

  • Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
  • Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
  • Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
  • Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
  • Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Права и обязанности неплательщиков

Конечно, основным обязательством является исполнение требований по процессу в полном объеме и в срок. Этот перечень указан в судебном распоряжении или в исполнительном листе.

Но есть и другие пункты, например, предоставление верных сведений о себе, месте жительства и трудоустройстве, в том числе и доходах.

Сюда же входит необходимость возместить все затраты производства и совершения акта. Если эти пункты не будут выполнены своевременно, накладывается штраф за бездействие в погашении долга без уважительных на то причин.

Но помимо обязанностей неплательщик имеет и полномочия на:

  • знакомство с документацией по делу;
  • передачу другой информации или материалов, дополняющих обязательные;
  • обжалование действий, применяемых сотрудником ФССП;
  • оглашение собственного мнения или точки зрения, касающейся процесса;
  • просьбу получить отсрочку погашения задолженности или отложить производство.

Также есть и «специальные» права. Должник может:

  • сохранить некоторую собственность от конфискации;
  • исполнить свои обязательства в течение 5 дней. Отсчет начинается после получения постановления.

Профессиональные обязанности

Федеральный закон «О судебных приставах» четко описывает круг обязанностей сотрудников исполнительной службы:

  • принятие мер к максимально полному и быстрому выполнению разных исполнительных документов;
  • рассмотрение ходатайств и жалоб сторон относительно исполнительного производства и вынесение постановлений;
  • работа со сторонами, предоставление им копий нужных документов;
  • получение нужных для работы данных должника персонального свойства и их обработка;
  • розыск человека, по которому открыто исполнительное производство, поиск его имущества, если же в листе содержится требование относительно передачи ребенка, то розыск этого ребенка;
  • выполнение производства по делам, связанным с административными правонарушениями;
  • информирование непосредственного руководства, если в процессе работы выявляет преступление.
Читайте также:  Жизнь на уровне прожиточного минимума: опыт Швейцарии

Исполнители, которые занимаются выполнением указаний исполнительного листа, обладают рядом прав:

  • получать от различных органов нужную информацию, в т. ч. личного характера;
  • проводить проверку предприятий, где работает должник, относительно выполнения исполнительных документов;
  • входить и осматривать хранилища и помещения, принадлежащие должнику или временно использующиеся ним;
  • арестовывать, изымать и в соответствии с законом продавать имущество ответчика;
  • арестовывать хранящиеся в банках или на счетах ответчика денежные средства в объеме, обозначенном в исполнительном листе;
  • объявлять розыск ответчика, его детей или имущества;
  • вызывать для беседы должностных лиц и задолжавших граждан;
  • обращаться при необходимости за помощью к силовым органам.

После того, как получено решение суда и дело запущено в производство, действия судебных приставов подвергаются четкой структуре:

  • принимается исполнительный лист;
  • возбуждается производство по исполнению решения;
  • должнику предоставляют срок, в течение которого он добровольно может погасить задолженность;
  • в ГИБДД, Госреестр отправляются соответствующие запросы, которые подтверждают или опровергают данные о задолженности;
  • выдается постановление, в котором указаны меры принудительного взыскания;
  • заключаются меры в наложении ареста или другом ограничении имущества в целях исполнения производства;
  • выпускается постановление об исполнительном сборе. Это решение выдается только после того, как официально установлено, что данное имущество принадлежит должнику;
  • выпускается постановление, которое говорит о завершении исполнительного производства. Данное постановление утверждает, что все принудительные меры были осуществлены и гражданин не имеет более задолженностей;
  • постановление о снятии мер. Данное постановление наиболее важное. После выполнения необходимых мероприятий с гражданина и его имущества снимаются все ограничения, наложенные ранее. Должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента вынесения.

Кто такие судебные приставы

Судебный пристав – это представитель органа исполнительной власти, осуществляющий деятельность по принудительному исполнению ответчиками вынесенного в отношении них судебного решения, которое вступило в законную силу. Мало кому из должников приятно общение с этими людьми, однако без их вмешательства взыскание долговых обязательств или, для примера, алиментов, практически невозможно. И эти факторы незаменимости делают профессию достаточно престижной.

В связи с этим законодательством нашей страны судебный пристав-исполнитель наделён широкими полномочиями, позволяющими ему действовать решительно и целенаправленно, ставя ответчика в такие рамки, при которых оставаться должником ему просто невыгодно, так как в данном случае сильно нарушаются его личные права и свободы, а также на время взыскания он не имеет права ни отчуждать, ни использовать по назначению принадлежащее ему зарегистрированное движимое или недвижимое имущество.

Правовой статус, цели, задачи и полномочия службы судебных приставов

Определение 1

Федеральная служба судебных приставов — это особый федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет деятельность по обеспечению порядка работы судов, исполнению судебных решений, актов должностных лиц и иных органов, правоприменительные функции, исполняет задачи по надзору и контролю в данной сфере деятельности.

ФССП РФ — это основа государственной системы принудительного исполнения судебных решений. На судебных приставов возлагается реализация функций по исполнению судебных актов в принудительном порядке, а также должностных лиц и актов иных органов. ФССП РФ подведомственна Министерству юстиции РФ.

Руководство деятельностью сотрудников ФССП осуществляет Президент РФ, также федеральная служба подведомственна Минюсту РФ. Минюст, согласно ст. 7 Закона о судебных приставах, осуществляет контроль и координацию деятельности ФССП, функции по принятию нормативно-правовых актов. Деятельность ФССП координирует Правительство РФ (согласно Федеральному конституционному закону, ст. 32).

Министерство юстиции РФ, согласно Положению о Минюсте, утвержденным Указом Президента (№ 1313), осуществляет разработку и реализацию положений нормативно-правового регулирования и государственной политики в деятельности, где федеральная служба реализует функции по надзору и контролю, правоприменительные функции, контроль и координацию ее деятельности. Министр юстиции отвечает за вопросы, относящие к компетенции ФССП как подведомственной службы.

Министерство юстиции РФ:

  • разрабатывает общую стратегию политики государства в сфере деятельности ФССП;
  • вносит в Правительство РФ и Президенту проекты федеральных конституционных законов, актов Президента и Правительства, федеральных законов, иных документов, по которым необходимо решение Президента или Правительства по вопросам, которые имеют отношение к компетенции ФССП, прогнозные показатели деятельности и проект плана работы;
  • осуществляет нормативно-правовое регулирование;
  • обобщает практику деятельности федеральной службы судебных приставов, принимает меры для ее совершенствования;
  • разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета;
  • утверждает показатели деятельности и ежегодный план работы, отчеты о деятельности ФССП;
  • осуществляет контроль за соответствием решений законодательству РФ, приостанавливает или отменяет решения ФССП;
  • утверждает типовые положения, касающиеся территориальных органов ФССП;
  • вносит в Правительство предложения о назначении (освобождении) на должность руководителя ФССП, его заместителей, назначает (освобождает) от должности руководителей территориальных органов по представлению руководителя ФССП;
  • вносит проекты положения о ФССП в Правительство для представления Президенту, о фонде оплаты труда работников и о предельной численности ФССП;
  • дает руководителю ФССП указания, обязательные для исполнения;
  • дает поручения ФССП и контролирует их исполнение;
  • решает вопросы о поощрении работников ФССП (в пределах своей компетенции);
  • согласовывает решения о создании, ликвидации и реорганизации территориальных органов ФССП.

Согласно Указу Президента РФ (№ 1316) все работники ФССП могут образовывать две категории: лица со статусом государственных федеральных гражданских служащих (подавляющее большинство), и лица, которые таким статусом не обладают.

Лица, входящие в первую категорию, назначаются на должность, проходят службу, действуют на основании служебного контракта согласно законодательству о гражданской государственной службе.

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Читайте также:  Пособия для многодетных семей: какие льготы и выплаты положены

Основные функции службы судебных приставов:

    Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах; Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц; Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ; Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств); Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Структурно, федеральная служба судебных приставов состоит из следующих элементов:

1 Центрального аппарата ФССП России;

2 Территориальных органов, которые имеют деление по округам (всего 8 округов). В состав территориальных органов входят ГОСП (городские отделы судебных приставов) и РОСП (районные отделы судебных приставов).

В наше время подразделения судебных приставов — обыкновенный атрибут государственной власти в регионах, такой же, как суды, прокуратура, полиция, налоговые органы и другие органы государственной власти.

Представительство за рубежом и подведомственные государственные органы власти у ФССП отсутствуют.

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе — АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136—1478 г.).

В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте.

В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497—1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте «Указе о уезду». Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги). Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он — должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

Читайте также:  Что такое военная кафедра в ВУЗе и что она дает

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864—1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан черного с зеленым отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «столпа закона» (сенатского чекана), черные с зеленым отливом брюки и черную двухпольную шляпу с шитьем по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застегивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, черный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным Убором служила фуражка черного с зеленым отливом сукна и бархатным темно-зеленого цвета. На тулье — кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золоченый знак судебного ведомства. Шпага по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.

В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.

Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы.

В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов относится к 1997 году с принятием Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,
  • защищать права граждан и государства,
  • достойно переносить трудности профессии,
  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Кто такой судебный пристав

Не буду изобретать новое определение. Википедия дает такое:

Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.

Первый из них разъясняет:

  • задачи и требования,
  • права и обязанности,
  • полномочия и др.

Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:

  • документы и участники,
  • сроки,
  • меры принудительного исполнения и др.

Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:

  1. По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
  2. Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.

Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.

Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.

История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *