Инвентаризация: принято ФСБУ 28/2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация: принято ФСБУ 28/2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).

Применение ФСБУ 28/2023

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применяется с 1 апреля 2025 года, при этом организация может принять решение о применении нового стандарта до указанного срока.

Соответственно, с названной даты не действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.07.1995 № 49. Положения иных нормативных правовых актов, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023 (например, п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Поскольку организация вправе начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то есть до 1 апреля 2025 года, при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по старым правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно.

Оценка результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации подлежат отражению в бухгалтерском учете экономического субъекта на основании их квалификации, утвержденной руководителем экономического субъекта по представлению лица (лиц), на которое (которые) возложено проведение инвентаризации.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона № 402‑ФЗ результаты инвентаризации подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В частности, при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • результаты инвентаризации относящихся к запасам активов, проведенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период наименьших остатков таких активов, регистрируются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

  • результаты инвентаризации активов, проведенной не ранее 1 октября отчетного года, допускается регистрировать в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

  • результаты инвентаризации иных объектов инвентаризации регистрируются в бухгалтерском учете последним календарным днем отчетного года.

Результаты инвентаризации подлежат принятию к бухгалтерскому учету в следующей оценке, определяемой на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация:

  • активы, оказавшиеся в излишке, – по их справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов;

  • недостача активов – по балансовой стоимости активов;

  • расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, за исключением оценочных обязательств, – в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженность, обязательства и признаваемых правильными экономическим субъектом;

  • расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами.

Фактическое наличие объектов

Инвентаризация должна быть организована таким образом, чтобы фактическое наличие материальных объектов было подтверждено исчерпывающим образом. Лучший способ для этого – объективная проверка наличия и состояния материальных объектов на том месте, где они находятся на момент инвентаризации непосредственно. При современной организации процессов движения товаров или иных запасов обеспечить такую проверку буквально иногда означало бы, что ради бухгалтерского учета операционной деятельности был бы нанесен урон. Конечно, такая ситуация недопустима. Бухгалтерский учет, как зеркало, отражает деятельность организации, но не вмешивается в нее, тем более негативно. При высокотехнологичной организации процессов у руководителя есть и высокотехнологичный инструментарий. В случае применения альтернативных способов выявления фактического наличия объектов такие способы должны давать ту же степень уверенности в наличии объектов, что и основные.

Для целого ряда объектов, для которых необходимы иные инструменты выявления фактического наличия, стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся:

  • нематериальные активы и капитальные вложения в них;

  • денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;

  • финансовые вложения;

  • дебиторская задолженность и иные аналогичные активы, обязательства;

  • отложенные налоговые активы и обязательства;

  • источники финансирования деятельности экономического субъекта;

  • объекты бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • имущественные права и обязательства, не учтенные экономическим субъектом.

Отражение в учете инвентаризационных разниц

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).

Читайте также:  Местные налоги в Ростовской области

Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.

формы

Наименование формы

0504835

Акт о результатах инвентаризации

0504082

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

0504086

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

0504087

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

0504088

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

0504089

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

0504091

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

0504092

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Издание приказа о проведении инвентаризации

Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:

  • дату начала и дату окончания инвентаризации;
  • место проведения инвентаризации;
  • участки и объекты, подлежащие проверке;
  • причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
  • состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
  • срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.

Проведение инвентаризации в 2021 году в казенном учреждении

  • — Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
  • — Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
  • — Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
  • — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф.0504086);
  • — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
  • — Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
  • — Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
  • — Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
  • — Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.

Инвентаризация в бюджетном учреждении: важные моменты

При инвентаризации следует оформить немало документов. Для начала руководитель учреждения издает приказ о сроках проведения проверки, составе комиссии и имущества, подлежащего пересчету.

Инвентаризацию в бюджетном учреждении оформляют по формам, приведенным в приложениях к приказу Минфина от 30.03.2015 № 52н. Если в этом приказе нет необходимых форм инвентаризационных актов, можно разработать свои бланки или использовать другие установленные формы. В таком случае их нужно утвердить в учетной политике учреждения (пп. «г» п. 9 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н).

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», утвержденный приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н, стал первым российским стандартом в этой сфере. Раньше документа, регулировавшего эту сферу, не было. Но особых изменений в работе бухгалтерам он не принесет, хотя его нормы тоже следует зафиксировать в учетной политике.

Из важного, на что рекомендуем обратить внимание:

  • введены новые термины (к примеру, «оправдательный документ») и дана расшифровка ранее используемых (например, «дата составления первичного учетного документа»);
  • бухгалтерские регистры отнесены к документам бухучета наравне с первичными документами;
  • вся бухгалтерская документация ведется на русском языке, а если предъявлен документ на иностранном языке, то его переводят построчно на русский и только потом принимают к учету;
  • валюта, указанная в документах, — российский рубль;
  • если надо исправить ошибки в документе, то допускается изготовить новый, но с указанием, что он сделан взамен ошибочного документа (п. 20 ФСБУ 27/2021);
  • хранить документацию следует в том виде, в котором она поступила: на бумаге или в электронном формате. Хранить оцифрованные версии бумажных документов нельзя.

Чтобы перейти на новый стандарт, в учетной политике фиксируют порядок исправления и хранения документов, описывают условия доступа к ним. Дополнительно к документу следует приложить график документооборота.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее персональный состав утверждает руководитель организации (п. 2.2 Указаний № 49).

Рекомендовано в состав инвентаризационной комиссии включать представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Читайте также:  Какие документы нужны для обучения в автошколе в 2023

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Дебет

Кредит

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

0 104 ХХ 410

0 101 ХХ 410

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

0 401 10 271

0 101 ХХ 410

При стихийных бедствиях

0 401 10 273

0 101 ХХ 410

Прочие причины

0 401 10 172

0 101 ХХ 410

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

0 105 ХХ 340

0 401 10 172

Отражены произведенные затраты на списание объекта

0 401 20 200

0 302 ХХ 730

Правила осуществления инвентаризации финансовых активов

Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:

  • руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
  • сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
  • оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
  • на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).

Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:

  • сумма просроченной задолженности;
  • сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
  • сумма задолженности учреждения в целом;
  • суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.

Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:

  • информацию о контрагентах учреждения;
  • суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
  • суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
  • сведения о суммах задолженностей учреждения;
  • денежные обязательства;
  • срок исковой давности.

Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.

Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:

  • просроченная задолженность учреждения;
  • кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
  • движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.

Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.

Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).

Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:

  • получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
  • обнаружить ошибки в учете обязательств.

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Плановая и внеплановая инвентаризация: отличия

Основное отличие в дате. Для спланированного мероприятия число и месяц известны с начала года, ее исполнение – обязательное требование к деятельности компании, независимо от обстоятельств. Постепенно работники подготавливают все к проведению, подсчитывают некоторые группы товаров, перекладывают все и систематизируют, чтобы потом просто считать. С одной стороны, это дополнительный порядок. А с другой – прекрасная возможность создать только видимость наличия сотен экземпляров. Если человек воровал, то ему ничто не помешает замаскировать итоги своей деятельности, чтобы продолжать действовать в том же ключе.

Незапланированный пересчет отличается срочностью и неожиданным началом. Внеплановые инвентаризации проводят, если требуется поймать сотрудника на обмане, найти скрытое хранение излишков продукции, обнаружить пересорт. Ее дату не разглашают заранее, периодичность тоже не установлена – в любой момент, когда руководство решит, что это необходимо.

Читайте также:  Как делится наследство между женой и детьми в 2023 году + инструкция

Она не отражается в учетной политике предприятия, не вписывается в контрольно-ревизионные работы до начала процесса.

В отдельных случаях ее инициируют, если внешние ревизоры или специалисты аудиторской компании выявляют существенные несоответствия в количестве и разновидностях ОС, ГП или финансов. То же делается при определении нарушения законов, незаконное списание средств.

Основное назначение инвентаризационной описи и чем она предусмотрена

Основным назначением является выявление имущества, фактически имеющегося в организации, сравнение его с данными бухучета, проверка полного указания в учете обязательств. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1988 № 88 утверждены формы инвентаризационных описей, однако они не являются обязательными, и организация может разработать собственные формы учетных документов. В последнем случае форма должна быть утверждена учетной политикой компании.

Наиболее распространенной формой является ИНВ-3 — инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей. Она применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (готовая продукция, производственные запасы и пр.) в местах хранения и на всех этапах движения их в организации.

В Приложении 3 к Приказу Министерства финансов от 30.03.2015 № 52н приведены регистры бухгалтерского учета. Рассматриваемая нами форма присутствует в этом перечне. Ее основное назначение — выявить расхождения по нефинансовым активам. Осуществляет это ответственное лицо путем сравнения данных бухгалтерского учета с фактическими результатами. По описи можно отследить:

  • оценочную стоимость нефинансового актива;
  • его целевую функцию;
  • его фактическое количество;
  • статус объекта;
  • соответствие условиям признания объекта активом.

По данным этого документа можно сделать вывод об организационно-технической готовности предприятия и об обесценивании активов (при наличии).

Порядок заполнения инвентаризационной описи на примере бланка ИНВ-1а (скачать)

В бланке описи инвентаризационнойпо форме ИНВ-1 представлена информация об НМА фирмы.

ВАЖНО! Во время проведения инвентаризации следует убедиться в правильности отнесения объекта к НМА.

Как правило, составляется 2 экземпляра описи инвентаризационной. В шапке фиксируется информация о сроках проверки, а также о документах, обосновывающих начало ее проведения. После этого приводится расписка об оприходовании и списании НМА ответственными лицами.

В табличную часть описи инвентаризационной вносится информация по объектам в соответствии с данными бухучета и фактическим наличием. В случае возникновения отклонений факта от учетных данных это указывается в описи.

Инвентаризационная опись — пример и образец заполнения ИНВ-1а вы можете скачать на нашем сайте:

Рассмотрим пример заполнения инвентаризационной описи по форме ИНВ-3.

Инвентаризационная ведомость в 2021 году

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В ходе инвентаризации кассы предприятия комиссия выявила излишек наличных в ящике РРО в сумме 8,13 грн. Кассир пояснил, что 8 грн. — это личные деньги, которые он внес для выдачи сдачи покупателю в связи с отсутствием необходимых купюр, а 0,13 грн. — это сдача, которую покупатели не забрали при совершении расчетных операций.

От правильности оформления документов порой зависит многое. Не исключение — заполнение инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, которые составляют при проведении инвентаризации. В сегодняшней Шпаргалке бухгалтера мы привели перечень документов, которыми оформляют инвентаризацию объектов учета, и примеры их заполнения.

Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье.

Данная форма инвентаризационной описи формируется по результатам инвентаризации материально-ответственных лиц организации на предмет соответствия фактического наличия и заявленных характеристик основных средств данным бухгалтерского учета.

Еще одно новшество – появление на странице 2 инвентаризационной описи граф 8 «Статус объекта учета» и 9 «Целевая функция актива».

Шаг 4. Результаты такого пересчета оформляются в акте, составленном комиссией по форме № ИНВ-15, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 . Акт распечатывается в двух экземплярах, в них ставят свои подписи все члены комиссии и МОЛ.

В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится инвентаризация материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.

Шаг 4. Результаты такого пересчета оформляются в акте, составленном комиссией по форме № ИНВ-15, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 . Акт распечатывается в двух экземплярах, в них ставят свои подписи все члены комиссии и МОЛ.

На кінець 2020 р. мікропідприємство має сформований статутний капітал — 1 000 тис. грн та Рішення (ще не зареєстроване в ЄДР) про додатковий вклад — 500 тис. грн. З цих 500 тис. грн фактично внесено 430 тис.грн, не внесено 70 тис. грн.

К финансовым обязательствам относятся:

  • кредиторская, дебиторская задолженность;
  • кредиты, займы;
  • резервы

Надеюсь, что материал данной статьи будет для вас полезен и вы сможете использовать эту информацию в своей дальнейшей работе в программе 1С: БГУ ред.1.0.

Отражают фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находившихся в производстве. ТМЦ, не подвергшиеся обработке, отражают в типовой форме № М-21 (№ инв-3).

Ответственными лицами могут быть как лица, ответственные за сохранность имущества, так и лица с полной материальной ответственностью.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *