Лицензия такси для самозанятых

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия такси для самозанятых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для того чтобы самозанятый в такси получил лицензию, необходимо изначально позаботиться о внешнем виде и оснащении своего автомобиля. Для разных регионов действуют разные правила оформления транспортного средства, но лицензия такси для самозанятых в Москве подразумевает необходимость окрашивания автомобиля в желтый цвет с характерными шашечками. В Московской области цвет авто должен быть указан в СТС (белый+желтый+cерый). В салоне машины должно находиться специальное оборудование, чтобы иметь возможность не только принимать заказы, а и рассчитывать их стоимость согласно действующим тарифам. При этом водитель должен обладать необходимым стажем вождения, что является одним из обязательных условий получения разрешения.

Как получить лицензию такси самозанятому населению

После того, как авто будет подготовлено, необходимо получить статус ИП в налоговой, а затем сменить форму налогообложения на НПД. Важно отметить, что статус самозанятого дает возможность не оплачивать отчисления в пенсионный фонд, но по факту таксист будет продолжать свою деятельность на легальной основе. При регистрации в системе и консультации с менеджерами оговаривается, что для Яндекс такси для самозанятых нужна лицензия.

Когда аннулируется лицензия?

Лицензия или разрешение на такси не вечны, и в определенных ситуация они, могут быть, аннулированы. Если компания или водитель, не будет соблюдать требования по перевозке, по состоянию транспорта, то лицензию могут аннулировать, но не сразу, а через какое-то время. Сначала сотрудник выносит предупреждение компании, что нужно исправить все ошибки, если это не будет осуществлено за месяц, то сначала разрешение забирают на один месяц, а потом полностью его аннулируют.

Отменить действие разрешения может только судебный орган, если таксопарк или индивидуальный предприниматель не выполняет свои обязательство по отношению к транспорту или лично водителю; если водитель не соблюдает правила вождения и происходят постоянные аварии на рабочем месте. Восстановить документ невозможно, только можно получить его снова, пройдя заново все процедуры по оформлению.

Лицензия на такси самозанятого без статуса ИП

Второй вариант получения легальной работы в такси для гражданина, если он не является ИП и не может оформить лицензию на себя в установленном порядке — заключение договора с таксомоторной компанией. Он может работать на нее по трудовому договору как обычный наемный сотрудник (уплачивая 13% НДФЛ с заработка), или как самозанятый — но только по гражданско-правовому соглашению. В обоих случаях возможна работа на машине, принадлежащей самому физлицу. Но, поскольку лицензию на такси человек, не имея статуса ИП, оформить не сможет, он «делегирует» право на ее оформление работодателю, предоставляя (по отдельному договору) свою машину ему в аренду.

Рассмотрим, как работает лицензия такси для самозанятых, пользующихся услугами одного из крупнейших агрегаторов таксомоторных услуг — Яндекс.Такси.

Наличие лицензии — требование законодательства. Теоретически вы можете работать в такси и без разрешения, однако это грозит штрафами. И если в регионах и небольших городах вопрос получения лицензии стоит менее остро, то в крупных городах, а тем более в Москве, водители такси попадают под проверки сотрудников ГАИ очень часто.

В КоАП закреплено несколько случаев, связанных с неофициальным частным извозом, когда водителю грозит наказание. Ключевой — работа в такси без лицензии.

Это правонарушение влечет за собой штраф три тысячи рублей, а если вы зарегистрированы как ИП — десять тысяч. Также у вас имеют право изъять транспортное средство и отправить его на штрафстоянку. При многократном установлении факта работы в такси без официального разрешения водителя могут даже лишить прав.

Если вы используете символику такси — на автомобиле есть изображения «шашечек» или установлен световой плафон на крыше — но при этом не имеете лицензии, вам также грозит штраф в размере двух с половиной тысяч рублей для физического лица. Оформленный как ИП водитель такси без лицензии в этом случае будет вынужден заплатить двадцать тысяч.

Лицензия для работы в такси — это документ, который содержит данные водителя (в том числе и паспортные) и информацию об автомобиле, на котором он работает. Также там указана информация о выдавшем органе и месте его расположения. Водитель, который осуществляет деятельность в такси, должен иметь лицензию с собой всегда, как и остальные документы на авто. И быть готовым предъявить ее по требованию.

Читайте также:  Как вложить материнский капитал в квартиру или дом

Так как работа в такси — это предпринимательская деятельность, в салоне автомобиля должна быть размещена информация о законных основаниях ее ведения: данные лицензии, данные лица ИП (ИНН, ОГРНИП). В свободном доступе у водителя должна быть документально подтвержденная информация о техосмотрах автомобиля и медосмотрах водителя.

Также при оплате услуг водитель такси обязан выдать пассажиру чек, поэтому автомобиль должен быть оборудован ККМ. Штраф за отсутствие чека составляет тысячу рублей.

Разрешение или лицензия

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Работа в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Читайте также:  Апелляционная и кассационная жалобы. Апелляция и кассация.

Для чего нужна лицензия самозанятому

Кроме того, что госдума приняла положение о том, что самозанятой таксист без соответствующего разрешения не имеет права осуществлять пассажирские перевозки и граждане, проигнорировавшие данное требование будут наказаны вплоть до лишения водительских, получение лицензии имеет и свои видимые преимущества:

  • не нужно платить процент от дохода в пенсионный фонд;
  • льготы на налогообложение до достижения определенной суммы, что позволяет таксистам в начале работы существенно сэкономить;
  • простота регистрации в больших компаниях такси, включая Яндекс.Такси, где не нужно ездить по местам большого скопления людей и тратить время на ожидание клиента;
  • многие фирмы предлагают акционные предложения для водителей с лицензией на первое время сотрудничества.

Как работают самозанятые в Яндекс.Такси

Агрегатор Яндекс.Такси предлагает самозанятым множество возможностей и ставит выгодные условия сотрудничества на арендуемой машине. Благодаря удобному мобильному приложению автолюбитель может моментально получать заказы от пассажиров.

Чтобы официально устроиться на работу, нужно:

  • установить на смартфон мобильное приложение «Таксометр»;
  • пройти регистрацию, указать номер мобильного;
  • выбрать в приложении пункт «Стать водителем-партнером»;
  • скачать на смартфон приложение «Мой налог», верифицироваться;
  • синхронизировать приложения «Мой налог» и «Таксометр»;
  • в приложении «Таксометр» изучить правила, подтвердить согласие на работу.

Размер штрафа за отсутствие лицензии (разрешения) на такси

За нелегальную работу такси предусмотрены штрафы:

  • для физических лиц — от двух до двух с половиной тысяч рублей.
  • для должностных лиц — от четырёх до пяти тысяч рублей.
  • для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Плюсы статуса самозанятого водителя

В России с прошлого года появилась новая форма налогообложения для самозанятых лиц, которые могут отчислять налоги без регистрации ИП. Изначально, пилотный режим вступил в законную силу в нескольких регионах РФ: Калужская область и Подмосковье (в том числе Москва), а также Республика Татарстан. С 2020 года география государственного проекта расширяется еще на 19 регионов страны.

Самозанятое физическое лицо – это налогоплательщик, который может напрямую работать с агрегатором заказов «Яндекс.Такси» на партнерской основе. Эти люди работают сами на себя, не являясь работодателями. Размер налоговых отчислений для таких налогоплательщиков – 4% от доходов.

В числе преимуществ работы самозанятых водителей:

  • гарантированный, официальный доход с безналичных оплат от пассажиров перечисляется с баланса на карту каждый день, за вычетом лишь сервисного сбора «Яндекс.Такси»;
  • оформиться водителем по новому режиму налогообложения можно, используя приложение «Мой налог», имея под рукой только паспорт;
  • вся отчетная документация формируется и отправляется в федеральную налоговую службу через смартфон в автономном режиме после каждой поездки;
  • размер налога для самозанятых меньше, чем для ИП (даже на УСН);
  • нет взносов в ОМС и ПФР;
  • есть налоговый вычет до 10000 руб.;
  • нет необходимости платить налоги, когда водитель не работает.

Примеры деятельности на “Мой налог”: бухгалтер, бухгалтерия, консультирование, риэлтор, страховые услуги, услуги курьера, финансовые услуги

Многие специалисты, работающие в финансовой отрасли, могут тоже стать самозанятыми. Например, все больше бухгалтеров отказываются от штатной работы в пользу фриланс-сотрудничества с разными организациями, самостоятельно выбирая клиентов. Самозанятость невозможна при условиях, приведенных в начале статьи, и если деятельность бухгалтера похожа на трудовые отношения. То есть ежедневную работу с утра до вечера, премирование и ответственность за нарушение корпоративных правил.

Более понятные и простые правила уплаты налогов стали и для риэлторов, работавших ранее как ИП. Но стоит отметить, что самозанятый агент по недвижимости может заниматься не всем. Нельзя работать в интересах других лиц (ИП или ООО), работая по поручительским, комиссионным и агентским договорам, нельзя сотрудничать с бывшим работодателем в течение двух лет после расторжения трудового договора, а еще — учитывать доход от сдачи в аренду нежилой и коммерческой недвижимости.

В каких случаях ИП выгодно перейти с действующего спецрежима на самозанятость

ИП выгодно перейти на самозанятость, если он работает в одиночку, продает товары собственного производства, сдает в аренду жилую недвижимость и при этом:

  1. Не хочет платить обязательные страховые взносы за себя. На режиме НПД такой обязанности нет, но можно добровольно платить взносы, чтобы получать пенсионный стаж. Можно вносить любые, даже минимальные суммы на свое усмотрение, а не в фиксированном размере.
  2. Принимает деньги от физлиц, но не готов тратиться на покупку и обслуживание онлайн-кассы. Самозанятые могут принимать оплату от клиентов любым способом и без кассы. Вместо этого они выдают клиентам чеки из бесплатного приложения «Мой налог».
  3. Имеет непостоянные заработки. У самозанятых нет обязательных платежей кроме налога: 4% с оплаты, поступившей от физлиц, и 6% — от юрлиц. Нет заработка — нет и налога. С первых после регистрации заработков платить придется еще меньше благодаря бонусу в 10 000 рублей, который дает скидку к налогу в 1% с оплаты от физлиц и в 2% — от юрлиц.
  4. Не любит возиться с отчетами. Самозанятые не обязаны отчитываться в налоговую о доходах.
Читайте также:  Куйвашев изменил прожиточный минимум в Свердловской области

Как получить лицензию?

Если говорить о порядке получения лицензии на такси или разрешения на перевозку пассажиров, то стоит обратиться к ФЗ №69. В нем указано, что такое разрешение может быть выдано ИП и юрлицам. Иными словами, обычному гражданину без оформленного ИП разрешение не дадут. Отсюда следует, что самозанятый гражданин без ИП и разрешения, который осуществляет на своем автомобиле перевозку граждан, нарушает закон.

Как же все-таки самозанятому получить лицензию? В первую очередь потребуется зарегистрироваться в качестве ИП. На перевозку пассажиров и багажа в такси должно быть выдано законное разрешение, которое отражается в базе данных ГИБДД, Минтранса и ЦОДД.

После того как самозанятый гражданин получает допуск к занятию предпринимательством, он вправе получить лицензию. Даже при условии, что гражданин получит статус самозанятого, но не будет иметь разрешения на автомобильную перевозку, он не вправе работать в такси. В противном случае это может обернуться штрафом и лишением водительского удостоверения.

Получить лицензию можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, широкое разнообразие которых представлено на рынке данных услуг.

Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, должно отвечать ряду требований:

  • наличие на боковых поверхностях кузова цветографической схемы в виде «шашечек»;
  • соответствие цвета установленному нормативу на региональном уровне (в отдельных случаях);
  • наличие на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета;
  • наличие таксометра (если предполагается оплата за услуги перевозки по пройденному пути или затраченному времени);
  • стаж водителя – от 3 лет;
  • наличие на передней панели в салоне автомобиля информации о владельце, водителе и тарифах на перевозку.

В обязанности юрлиц и ИП, управляющих деятельностью легкового такси, входит своевременный технический осмотр и ремонт транспортного средства, контроль его технического состояния и обеспечение медицинским осмотром водителя перед рейсом. При несоблюдении данных условий разрешение может быть аннулировано.

В каких случаях аннулируется лицензия

Если автомобиль или организация перевозок не соответствует требованиям, которые предъявляются к такси и перевозкам, инспектор выдает предписание об устранении нарушений. Соответствие требований контролирует ГИБДД, в Москве этим также занимается МАДИ.

Нарушения нужно устранить в установленный срок (не более месяца) и передать подтверждающие документы в ведомство, которое выдало предписание. Если нарушения не исправлены, действие лицензии приостанавливается на месяц. В дальнейшем разрешение могут аннулировать на основании решения суда.

Например, в Москве МАДИ выявила, что у двух водителей таксопарка стаж вождения менее 3-х лет. Суд аннулировал лицензию для тех автомобилей, которыми управляли эти водители.

Также разрешение аннулируется судом:

  1. При повторном нарушении требований к автомобилю.
  2. При нарушении требований к водителю.
  3. Если водитель стал виновником ДТП, в котором погибли или получили средний или тяжкий вред здоровью пассажиры или пешеходы.

Если лицензия была аннулирована, восстановить ее не получится — только получать заново.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *