Фонд капитального ремонта и способы его формирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фонд капитального ремонта и способы его формирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Минимальный размер фонда капитального ремонта определен нормативными документами органами госвласти региона, осуществляющими контроль за выполнением капремонтов, определенного муниципальной госпрограммой капремонта имущества коллективного пользования жилого дома.

Алсуфьев Алексей Владимирович первый заместитель Губернатора Архангельской области – председатель Правительства Архангельской области (председатель попечительского совета)
Дятлов Александр Владимирович заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов (заместитель председателя попечительского совета, по согласованию)
Зверев Виктор Прохорович руководитель региональной общественной организации «Народная инспекция Архангельской области» (по согласованию)
Карпов Сергей Васильевич исполняющий обязанности руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области
руководитель государственной жилищной инспекции Архангельской области

Комментарий к ст. 178 ЖК РФ

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи организационно-правовой формой регионального оператора как юридического лица является фонд как разновидность некоммерческих юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Фонды рассматриваются как унитарные некоммерческие организации.

Учредительным документом фонда является его устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождении от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Управление фондом имеет определенную специфику. Поскольку фонды не являются корпоративными организациями, не имеют членства, у них нет такого органа управления, как общее собрание. Речь же идет о двух видах органов управления — высшем коллегиальном органе (специального названия в ГК нет) и исполнительном органе фонда (председатель, генеральный директор и т.д.). Высший коллегиальный орган может также назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи региональный оператор создается субъектом Российской Федерации на основании специально принятого нормативно-правового акта. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы», в соответствии с которым был учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, являющийся унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, целью деятельности которой является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.

Согласно п. 2.1 указанного Постановления Фонд является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.

На территории субъекта РФ может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Особенностью регионального оператора как юридического лица является то, что он не может быть признан несостоятельным (банкротом). Более того, субъект Российской Федерации как учредитель регионального оператора не вправе принять решение о его ликвидации (ч. 2.1 комментируемой статьи).

3 — 4. Комментируемая статья определила, что к региональному оператору как к юридическому лицу применяются федеральные законы (в первую очередь ГК РФ) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо учитывать особенности его правового статуса, предусмотренные комментируемым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Так, согласно ч. 4 комментируемой статьи региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.

Исключение составляет предусмотренная ч. 4.2 комментируемой статьи возможность создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Кроме того, региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

5 — 6. Ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах является субсидиарной (дополнительной). Это значит, что в первую очередь будут своим имуществом по обязательствам отвечать региональные операторы и только в недостающей части будут отвечать субъекты РФ.

При этом возмещаться будет только реальный ущерб в размере внесенных взносов на капитальный ремонт.

7. Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия, о которых идет речь в ч. 7 комментируемой статьи, утверждены Приказом Минстроя России от 7 сентября 2017 г. N 1202/пр «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия».

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Читайте также:  Можно ли без прописки жить в другом городе?

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Выбор способа создания фонда капремонта

Определение способа создания фонда – прерогатива общего собрания, которое занимается управлением, согласно ст. 45 ЖК. Для того чтобы решение о выборе поступления средств на капремонт было реализовано, нужно наличие большинства голосов (не меньше 2/3). Если собранием установлено формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, одновременно решают ряд дополнительных вопросов:

  • устанавливают граничный размер взносов;
  • определяют вид услуг либо работ, которые необходимо провести;
  • определяют срок осуществления работ;
  • выносят решение о владельце спецсчета;
  • определяют организацию, где планируется разместить спецсчет по финансированию капремонта.

После того как собранием жилищного кооператива избран способ создания фонда капремонта жилого дома, владелец спецсчета направляет в органы жилищного госнадзора соответствующие документы, которые регистрируются в реестре спецсчетов. Поскольку именно в обязанности владельца входит контроль за поступлением средств.

Если избран способ поступления взносов путем внесения временно свободных средств на спецсчет, изменить его возможно спустя месяц после того, как в адрес владельца будут направлены соответствующие документы. Когда средства поступают на счета оператора, этот способ подлежит изменению по истечении двух лет (ст. 173 ЖК).

Кто его создает и как формируется счет?

Фонд создается обычно подведомственными Правительству субъекта органом, подразделением, департаментом и т.д. Они являются учредителями, которые несут полную ответственность за его деятельность.

В каждом регионе может быть разный основатель. Учредителем по г. Москве является Департамент капремонта, который одновременно является структурным подразделением Правительства Москвы, а в Санкт-Петербурге основатель — Правительство города и т.д.

Обычно вся информация о создании организации указана на официальном сайте, которая может быть представлена в виде правовых документов, обычных реквизитов или контактной информации.

После создания регионального фонда формируется банковский счет регионального оператора капитального ремонта, на который поступают все денежные средства. Специфика формирования такого счета обычно указывается в региональных актах.

Например, в г. Москве это Постановление Правительства № 834-ПП, где детально указано, что региональный оператор капитального ремонта может открывать счета для совершения определенных банковских операций. Как правило, у Фонда имеются несколько счетов:

  • счет для расходования и суммирования полученных от собственников средств;
  • счет для поступления средств из бюджета субъекта;
  • иные счета, открываемые по согласованию с Правительством.

Контроль всех счетов обычно осуществляет Правительство и учредитель. Информация о банковских реквизитах организации обычно указана на официальном сайте Фонда поэтому не имеется никаких проблем узнать подобные сведения.

Что собственники могут требовать от фонда капремонта

Качество работ. Не всегда подрядчики хорошо делают свою работу. Бывает, что штукатурка осыпается уже через месяц после приемки, а отремонтированные лифты снова не работают.

После окончания капремонта региональный оператор отвечает за качество работ в течение минимум пяти лет с даты подписания акта приемки. Поэтому если собственники недовольны качеством работ, то должны обращаться именно в ФКР, а не к подрядчикам. Жалобу можно составить в произвольной форме, лучше, если она будет коллективной. Если региональный оператор игнорирует жалобы, нужно жаловаться в орган жилищного надзора. Следующий этап — суд.

Выполнение работ в срок. Если региональный оператор нарушает срок капремонта, обратитесь в жилищную инспекцию. Это ведомство, которое следит за тем, чтобы ФКР выполнял свою работу качественно и в срок.

Мне не удалось найти в судебной практике дела по искам граждан о затягивании срока капремонта. Зато есть случай, когда региональный оператор начал ремонт слишком рано, и это стало поводом для иска.

Из-за ремонта систем отопления отключился общедомовой счетчик тепловой энергии. В результате собственникам пришлось платить сначала по среднемесячному объему потребления, а потом по нормативам. Из-за этого счет на отопление стал больше на 30%. Собственник одной из квартир потребовал признать незаконным решение о проведении капремонта раньше срока, но суд в иске отказал. Обжалование не помогло.

Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что никаких санкций и неустоек в отношении регионального оператора из-за нарушения срока не предусмотрено.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за строительство дома

Безопасность своего имущества. Иногда от капитального ремонта страдают собственники квартир.

Например, в Рязани рабочие что-то неправильно закрыли во время ремонта крыши, и жильцов затопило. Дело дошло до Верховного суда, и решение было в пользу собственника — региональный оператор должен возместить сумму ущерба.

Тишина. В Москве, например, нельзя делать ремонт в будни с 13:00 до 15:00 и с 19:00 до 09:00, а еще в воскресенье и праздники. Если подрядчики нарушают это правило, пригрозите им штрафом. Для юрлиц это 40 000—80 000 Р . В регионах могут быть другие правила — нужно смотреть местные законы.

Еще фонд капитального ремонта должен расходовать средства только на ремонт домов согласно региональной программе. Важно проследить, чтобы дома были отремонтированы фактически, а не только на бумаге. Такое тоже бывает.

На каком основании могут отказать и что тогда делать?

Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска. В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции. Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.

Фонд капитального ремонта – это своеобразная копилка, куда собственники откладывают деньги на проведение капитальных работ по мере необходимости. Для управления этим Фондом в каждом регионе создана некоммерческая организация. Если собственники МКД решили ей доверить свой фонд, то они могут и требовать проведения качественного ремонта в положенные сроки.

В мутной воде и рыб не видать

В середине июня 2015 года я написала запрос на имя Андрея Чибисова, генерального директора НО «Фонд капитального ремонта» Самарской области, где сформулировала 6 вопросов: и по поводу темпов ремонта, и по поводу собираемости средств, и по поводу эффективности их использования. Вполне себе корректный журналистский запрос, на который власти должны отреагировать максимально в недельный срок. Но ответа я так и не получила ни через неделю, ни через месяц, ни через полтора. Пресс-секретарь Анастасия Терещенкова, в святые обязанности которой, я полагаю, должно входить раскрытие запрашиваемой информации, сделала всё для её сокрытия.

В поисках вообще какой-либо информации я встретилась с депутатом Самарской городской думы Максимом Федоровым, который некоторые время работал в статусе заместителя генерального директора Фонда капремонта и был дважды оттуда уволен. На прямой вопрос, почему фонд столь закрыт, Максим Федоров, ничтоже сумняшеся, ответил: «Там есть что скрывать». А после этого поведал мне длинную и запутанную историю про установку приборов учета по разным городам Самарской области, где фонд выступал заказчиком, в результате которой сейчас заведено уголовное дело по финансовым махинациям.

Николай Меркушкин сказал, что Фонд капитального ремонта за минувшие полгода проверяли 91 раз! Это было сказано в тональности, что, дескать, мешают работать, тормозят деятельность. Но на это можно посмотреть и другого угла: а почему у молодой организации столько поводов для проверок? Кто и почему недоволен деятельностью фонда?

Я бы не хотела пересказывать другие истории, где нелицеприятно выглядят сотрудники и генералитет фонда, пусть это останется на совести Максима Федорова вместе с его правом обращаться в правоохранительные органы. Но есть еще один факт, который был предан огласке самим губернатором. Николай Меркушкин сказал, что Фонд капитального ремонта за минувшие полгода проверяли 91 раз! Это было сказано в тональности, что, дескать, мешают работать, тормозят деятельность. Но на это можно посмотреть и другого угла: а почему у молодой организации столько поводов для проверок? Кто и почему недоволен деятельностью фонда?

Какое общее имущество подлежит капитальному ремонту в многоквартирном доме?

В соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса РФ капитальному ремонту из числа общего имущества в многоквартирном доме за счет средств фонда капитального ремонта подлежат:

1) внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) лифтовое оборудование (ремонт или замена), признанное непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт

3) крыша дома;

4) подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) фасад дома;

6) фундамент дома.

Но вышеуказанный перечень не исчерпывающий. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, может быть дополнен услугами и (или) работами:

— по утеплению фасада,

— переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу,

— устройству выходов на кровлю,

— установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа),

другими видами услуг и (или) работ.

Узнать о том, какие виды работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлены дополнительно правовым актом субъекта РФ можно в региональном органе исполнительной власти в сфере ЖКХ (департамент жилищно-коммунального хозяйства).

Важно! Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о проведении любых других работ, но за счет установления превышения минимального размера взноса (дополнительного взноса) на капитальный ремонт.

Часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (Копим вместе)

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Собственникам предлагается «встать в очередь» и, ежемесячно перечисляя взнос на капитальный ремонт, ожидать, когда очередь до них дойдет.

Читайте также:  Как перевести пенсию с почты на карту Сбербанка — подробная инструкция

Очевидно, что если собственники после публикации региональной программы обнаружат свой дом в первых рядах на капитальный ремонт, имеет смысл задуматься о коллективной форме накопления.

В соответствии с буквой закона, жителям также требуется провести общее собрание и утвердить форму накопления, однако, если соответствующее решение принято не будет или региональный оператор не будет уведомлен, решение в пользу «общего котла» за собственников примет муниципалитет.

В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

В соответствии со статьей 181 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан ежемесячно в установленные сроки и в полном объеме вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт.

Региональный оператор обязуется обеспечить:

— проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта,

— финансирование такого капитального ремонта,

— перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов

Важно знать, что собственники помещений в МКД могут накапливать средства на капремонт только на одном специальном счёте. Управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК не могут аккумулировать деньги, полученные от собственников на капремонт на специальном счёте организации.

Владельцам квартир в России предлагается выбрать один из двух способов формирования фонда капремонта: на специальном счете конкретного дома на счете регионального оператора. Сайт «РИА Недвижимость» совместно с Министерством строительства и ЖКХ решил еще раз рассказать читателям, в чем особенности того и другого варианта.
Взносы, на капитальный ремонт, собранные собственниками помещений в одних многоквартирных домах, могут расходоваться на капитальный ремонт других домов в пределах одного муниципального образования.

Формирование фонда капитального ремонта доступно для всех на счете регионального оператора — на основании решения собственников помещения или если собственниками не принято или не реализовано решение о способе формирования фонда капитального ремонта.

Самая полная информация по большинству многоквартирных домов в России содержится на сервисе «Реформа ЖКХ».

Изменение способа формирования фонда капитального ремонта производится в порядке, предусмотренной статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Начиная с 2014 года, в Российской Федерации вводится новый порядок проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании Региональной программы капитального ремонта каждого субъекта Российской Федерации.

Изменение способа формирования фонда капитального ремонта производится в порядке, предусмотренной статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нет. Собственники оплачивают только взнос на капитальный ремонт. Все административно-хозяйственные расходы несёт региональный оператор, финансируемый из областного бюджета.

В случае, когда собственники решили перевести свои денежные средства на специальный счёт, они должны в пятидневный срок уведомить об этом регионального оператора.

Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.

Фонд капремонта МКД на специальном счете

Для того чтобы учредить фонд на специальном счете жильцам, следует созвать общее собрание. Процедура проведения подобных мероприятий регламентируется статьей 45 Жилищного кодекса РФ. При этом повестка дня должна содержать вопрос о выборе счета для капремонта.

Далее проводится голосование собственников. Для принятия решения необходимо, чтобы заявленные требования одобрило 2/3 голосов или больше от общего числа квадратных метров в доме. При этом вес голоса каждого собственника зависит от площади принадлежащего ему жилища. После принятия положительного решения собственникам нужно определиться со следующими вопросами:

  • размером ежемесячного платежа за капремонт. Он не может быть меньше установленного в регионе минимального размера. Если было принято решение об увеличении ежемесячной суммы сборов, на излишне накопленные средства они могут заказать дополнительные работы. Также увеличение размера ежемесячного платежа может приблизить сроки капремонта;
  • перечнем услуг и работ по капремонту. Список мероприятий, которые проводятся в рамках ремонта за минимальный размер ежемесячного платежа, установлен статьей 166 ЖК РФ. Он может быть расширен региональным законодателем или самими собственниками, если они приняли решение об увеличении ежемесячного сбора;
  • датой и периодом реализации капремонта;
  • с тем, кто будет выступать собственником счета;
  • с финансовым учреждением, в котором будет открыт счет.

Сообщения на Федресурсе

Организация НО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» не опубликовала ни одного сообщения, но является участником 1 сообщения на Федресурсе

Типы сообщений
Намерение должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве 1


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *