В каких случаях поставщика могут признать недобросовестным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях поставщика могут признать недобросовестным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Чем опасно попадание в реестр

В РНП включается информация не только о компании, но и данные об учредителях и единоличном исполнительном органе — генеральном директоре (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Следовательно, такая компания, а также организации, в которых учредители или генеральный директор внесены в РНП, не сможет два года принимать участие в закупках (только в тех, где установлен запрет на участие лиц, внесенных в РНП (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ) ).

Помимо этого, заказчик может потребовать от исполнителя, чтобы сведений о его компании, учредителях или руководстве не было в РНП (ч.1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Последствиями такого ограничения может стать:

  • отстранение исполнителя от участия в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отказ заказчика от заключения контракта с победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.

Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?

Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.

Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:

  • Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту

Какими законами регулируется ведение РНП?

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
  • По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)
Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

Сроки направления сведений в РНП.

Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.

Случай

Срок подачи сведений

Уклонение от заключения договора победителя закупки

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор)

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение от заключения договора:

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке;

– единственного участника закупки, признанного таковым;

– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки

Расторжение договора по решению суда

Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП-615 и как в него не попасть

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) наводит ужас на участников всех без исключения закупок. В самом деле организация (ИП), угодившая в данный реестр не сможет два года участвовать в тендерах.

Сам факт включения в РНП не является препятствием для участия в торгах, однако закон даёт право заказчикам прописать в документации запреты на участие в торгах как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

И участник, угодивший, скажем в РНП, в соответствии с законом 223-ФЗ не сможет участвовать в торгах, проводимых как по 44-ФЗ, так и в соответствии с 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ такого перекрестного ограничения не устанавливает.

А если участник в основном занимается торгами, его организация (ИП) может закрыться. Да и сменить вывеску будет не так-то просто. Ведь в РНП вносятся сведения о учредителе и генеральном директоре учредительного лица, а не только название участника.

И придется ему привлекать своих родственников или посторонних людей на замещение вакансий учредителя и генерального директора новой организации, если он хочет возобновить участие в торгах быстрее, чем через два года после включения в РНП. И неизвестно еще окажутся ли они порядочными людьми. В общем, включение в РНП может похоронить тендерный бизнес организации, особенно если она небольшая.

Почему важно знать про РНП?

Участник (поставщик/исполнитель) включается в РНП на 2 года. На это время участник фактически лишается права участвовать в государственных и муниципальных закупках и в некоторых случаях в закупках по 223-фз (если участник включен в РНП за нарушение по 44-фз). Если лицо включено в РНП за нарушение по 223-фз, то также не сможет участвовать в закупках, которые проводятся по данному закону.
Также, наличие сведений о директоре в РНП лишает право участвовать в закупка компании, где он является директором или учредителем.
Финансовая сторона: потеря обеспечения заявки (при уклонении от заключения контракта), которое обычно подлежит возврату. Заказчики ищут надежных поставщиков, поэтому почти все в извещении устанавливают ограничение допуска в виде отсутствия информации об участнике в РНП.

Как недобросовестные поставщики попадают реестр

Если появляются основания для попадания участника в РНП, заказчик обязан сообщить о нарушениях в ФАС. Именно он начинает этот процесс.

Как это происходит в общем случае:

  1. Заказчик направляет информацию о нарушении в ФАС.
  2. Служба проводит заседание, куда приглашает участника и заказчика.
  3. Именно на заседании ФАС принимает решение о том, нужно ли вносить участника в РНП. Поставщик или исполнитель может объяснить, почему не смог выполнить обязательства согласно требованиям или вовремя подписать договор. Если у него есть документальные доказательства, их также лучше представить на заседании.
  4. Антимонопольная служба выслушает каждую сторону и вынесет решение о внесении в РНП по результатам заседания.

Внесение в РНП – приговор на 2 года?

Является ли положительное решение ФАС о внесении участника в РНП своеобразным приговором, закрывающим последнему возможность участия в государственных и муниципальных закупках? Вовсе нет. Этому есть несколько причин:

  • Во-первых, решение ФАС можно обжаловать в суде. Как показывает практика, отмена решений ФАС судом происходит довольно часто. Это связано в первую очередь с тем, что суд рассматривает дело в масштабах общего законодательства РФ, в то время как ФАС действует в этом отношении более узко, ограничиваясь нормами законодательства о контрактной системе.
  • Во-вторых, на практике процедура проверки и отстранения участника, находящегося в РНП, возложена на заказчика, но при этом – хоть это и не прописано явно в законодательстве — не являются его обязанностью. Наличие сведений об участнике в РНП – это лишь одна из причин, по которой заказчик может отклонить заявку. Известно немало случаев, когда контракты заключались с участниками, находящимися в РНП.
Читайте также:  Пособия и выплаты при рождении второго ребенка в 2023 Волгоград

Как можно попасть в РНП?

Попасть в РНП можно примерно за месяц. Если поставщик уклоняется от заключения госконтракта, заказчик может обжаловать его действия в ФАС в течение 30 дней с момента истечения срока договора. Если договор был расторгнут в судебном порядке, то срок сокращается до 10 дней. ФАС рассматривает документы, предоставленные заказчиком в течение 10 дней, а размещает информацию за 3 дня. Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно как по собственной небрежности, так и по вине заказчика.

Что может считаться уклонением от контракта:

  • Представление своего варианта контракта, в котором прописаны условия, не предусмотренные документацией.
  • Нарушение указанных сроков представления подписанного контракта. Например, если заказчику вернулся конверт с документами, отправленный по почте. К сожалению, бывают случаи, когда заказчики сами затягивают сроки подписания документов таким образом, что поставщик не успевает подписать его.
  • Неожиданная победа. Как бы странно это ни звучало, но победителей судят. Подобная ситуация может произойти в ряде случаев. Например, если участник аукциона подал заявку и забыл, или стал единственным, кто заинтересовался этим аукционом. Также победить поставщик услуг может, если в аукционный зал не явился вообще никто, и заказчику приходится выбирать по второй части заявки. Или он занял второе место, а участник номер один по каким-то причинам, возможно, описанным в этой статье, не смог выполнить условия договорённости. Как видите, в жизни есть место чудесам. И внезапному попаданию в РНП.
  • Ещё одна причина, по которой поставщики часто попадают в «чёрный список» — отсутствие банковской гарантии. Точнее, даже если она есть, важно не забыть прикрепить её.
  • Ошибка в расчёте цены, исправить которую предложил сам поставщик. Законодательство не предусматривает отмены аукциона по такой причине, поскольку поставщик должен осознавать все риски и быть готовым к поставке товара/оказанию услуги по заявленной цене.
  • Халатность или форс-мажорные обстоятельства. Примером может служить задержка подписания документов даже на один день, например, из-за выхода из строя какого-то ПО, истечения срока действия электронной подписи, тяжёлая болезнь сотрудника, ответственного за эту закупку. Даже если бумажный экземпляр договора был отправлен вовремя, обеспечение тоже перечислено в срок, задержки в подписании договора чреваты.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация

Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается три рабочих дня после подписания контракта со вторым участником на то, чтобы направить информацию об уклонившемся победителе. И здесь стоит вспомнить о том, что заключение контракта для второго участника является правом, от которого он вполне может отказаться. В таком случае складывается ситуация при которой у заказчика отсутствует начало течения срока для направления информации в реестр недобросовестных поставщиков. Немного больше составляет срок, а именно пять рабочих дней, после истечения срока подписания контракта со стороны участника, если он в данный срок не подписал контракт. Так же 3 рабочих дня дается заказчику после расторжения контракта по вышеуказанным основаниям.

Заказчик направляет информацию в территориальный орган ФАС на бумажном носителе или в виде электронного документа. За неисполнение данной обязанности на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме двадцать тысяч рублей. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.

Читайте также:  Транспортный налог в Волгоградской области в 2023 году

Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.

Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.

Правовые последствия включения информации об участнике закупок в реестр недобросовестных поставщиков

Как указал АС Уральского округа в постановлении от 27.12.16 г., принимая решение об участии в процедуре закупки, участник должен осознавать, что несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о закупках, в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования закона.

На основании части 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и части 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик, как правило, устанавливает в соответствующей документации о закупках требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица (за исключением закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц — в части информации об учредителях).

Согласно части 9 ст. 31 и п. 1 части 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ правовыми последствиями внесения информации об участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков могут быть:

отстранение участника закупки от участия в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя); отказ заказчика от заключения контракта с победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя); односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.

Отметим, что в Законе № 223-ФЗ и Постановлении № 1211 аналогичные либо другие правовые последствия включения информации об участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков законодателем не установлены.

В Определении ВАС РФ от 11.05.12 г. № ВАС-5621/12 указано, что включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономической самостоятельности и инициативы общества, не ограничивает чрезмерно его права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также права частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества. Однако, на наш взгляд, включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков — это «черное пятно» на деловой репутации, формируемой годами, что в конечном счете наносит значительный ущерб участнику закупки.

Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков

Само название реестра уже говорит о том, что попадание в него негативно скажется на деятельности участника закупки. Согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44 информация о поставщике включается в реестр на два года, а по истечение указанного срока подлежит исключению из него.

Формально закон не содержит каких-либо негативных последствий для компаний и предпринимателей, которые наступают при включении в РНП. Но в подавляющем большинстве случаев заказчики при формировании закупочной документации устанавливают вполне законное ограничение для участников закупки – это отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. Проще говоря, если вы попали в РНП, то надеяться на победу в других закупочных процедурах не стоит, пока вы не будете исключены из этого реестра.

Кроме того, ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только саму компанию, которая попала в реестр, но и ее учредителей, руководителей.

Так, например, Арбитражный суд Уральского округа указал, что заказчик законно отстранил от участия в закупке предпринимателя, который является учредителем компании, попавшей в РНП (Постановление от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).

Обычным компаниям и предпринимателям также доступны сведения из РНП, которыми они вполне могут воспользоваться при выборе контрагента.

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *