Как проходят проверки Роспотребнадзора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходят проверки Роспотребнадзора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Эти проверки организаций осуществляются по определенному графику. Если в СЭС поступил сигнал о том, что та или иная организация начала осуществлять новую деятельность, оказывать дополнительные услуги, а любой новый вид деятельности требует контроля со стороны государственных органов, то организация также попадает в график проверок Роспотребнадзора.

Плановые проверки Роспотребнадзора

С графиком проверок может ознакомиться любой человек на сайте организации. Также представители структуры обязаны уведомить руководство компании, которую собираются проверять, не позднее, чем за 3 дня до проверки. Это обусловлено тем, что при проверке обязан присутствовать руководитель проверяемой организации, в ином случае, комиссия будет не допущена на производство.

Обязательно плановую комиссию проходят все новые организации. Чтобы узнать, будет ли она у вас в компании, откройте в интернете график проверок на 2020 год. Комиссии бывают выездными и документарными, вне зависимости от того, плановая проверка или нет.

Выездная проверка подразумевает под собой комиссию, которая проводится на территории фирмы, в месте осуществления фирмой ее деятельности. Элементы, на которые направлен контроль, это документация организации и деятельность организации (соблюдение общепринятых стандартов, санитарные нормы, обслуживание, персонал и т.д.).

Документарная проверка проводится в месте расположения Роспотребнадзора. В данном случае контролируются документы организации на предмет соответствия осуществляемой деятельности и проводится контроль следования обязательным требованиям.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Теоретически Управление Роспотребнадзора имеет право на проверку любого индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако у контролирующего органа имеются определенные приоритеты:

  • Предприятия пищевой промышленности и общепита. Поскольку нарушение санитарных правил или ошибки в технологическом процессе на таких предприятиях могут привести к серьезным последствиям для здоровья и даже жизни людей, их проверяют чаще прочих.
  • Организации, специализирующиеся на отдыхе, воспитании или обучении детей. Защита подрастающего поколения занимает особое место в работе правоохранительных и контролирующих органов, поэтому если вы являетесь владельцем подобной организации – будьте уверены, что вам придется столкнуться не с одной проверкой Роспотребнадзора.
  • Компании, тесно взаимодействующие с потребителями. Речь идет о торговле, работе в сфере услуг, образовательной деятельности – любых видах организаций, которые непосредственно контактируют с большим количеством людей.

Что именно будут проверять?

Постановление Правительства РФ № 322, утвердившее Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей очерчивает круг интересов ревизоров из Роспотребнадзора.

  1. Соответствие предпринимательской деятельности санитарным требованиям и нормам. Например:
    • наличие медицинских книжек у сотрудников;
    • наличие и правильность оформления прейскуранта и ценников;
    • метраж, освещение, вентиляция, канализация, места для курения, пожарные выходы и т.п.;
    • качество товаров, их размещение, маркировка, фасовка;
    • состояние помещений, организация уборки и вывоза мусора, дезинфекционных мероприятий, уничтожения насекомых и грызунов и др.
  2. Соблюдение законов о правах потребителей.
  3. Наличие сертификатов, деклараций соответствия, заключений санстанции для определенных категорий товаров и услуг.
  4. Соотношение деятельности предпринимателя с законодательными требованиями, например:
    • правила оформления вывесок;
    • доступность уголка потребителя, книги жалоб и предложений, устава предприятия, ИНН руководителя;
    • использование внешней рекламы;
    • наличие информационных знаков;
    • обеспечение детской безопасности;
    • удобство для людей с ограниченными возможностями и т.п.

Штрафы Роспотребнадзора,таблица.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований 1.Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств 1.Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Выдача диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств 1. Нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники 1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования 1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Статья 14.7. Обман потребителей 1. Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 236. УК РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических правил 1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей,

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:

  • Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, экспертиза качества продуктов питания;
  • Соблюдение требований закона о правах клиента;
  • Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
  • Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
  • Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
  • Статистическую отчетность.

Распространенные ошибки при проверке медицинских учреждений

  1. Гарантийный срок на оказание платных услуг указан некорректный или вовсе отсутствует.
  2. Информационный стенд должен быть максимально заполненным. Квалификационный уровень сотрудников должен быть указан.
  3. Оборудование и инструменты подлежат специальной обработке и стерилизации, не всегда это соответствует установленным нормам.
  4. Неправильное использование средств дезинфекции. Нарушена концентрация или нет дополнительного оборудования.
  5. Каждый санузел должен быть оснащён индивидуальной вытяжкой.
  6. У персонала учреждений отсутствует отдельное помещение для личной гигиены.
  7. Комплектация аптечки (СПИД) не является полной.
  8. Нарушение при утилизации шприцов, скальпелей (одноразовые инструменты). Перед этой процедурой, они обязательно должны быть обеззаражены.
  9. Все ёмкости с дезрастворами имеют соответствующую маркировку, её отсутствие является нарушением.
  10. Размер медицинского учреждения не соответствует установленным критериям.
  11. Цена на товар указана некорректно, нет ценника.
  12. Работник должен ознакомиться с инструкцией, как работать с рентгеном, обеззараживающими лампами. Если он этого не знает, это нарушение.
  13. Отсутствует журнал, где указываются данные дозиметрической проверки медработников.
Читайте также:  Новые правила предоставления областного материнского (семейного) капитала

Как проходят проверки медицинских центров Роспотребнадзором

Цель проверки медицинских центров — выявить нарушения. Роспотребнадзор может проводить их как в плановом порядке, так и незапланированно, если в адрес учреждения поступают жалобы.

План проверок формируют заранее и размещают его на официальном сайте органа контроля. Подобные мероприятия проводят, чтобы установить, насколько качественно учреждение оказывает услуги и соблюдает ли оно законодательные требования.

О внеплановых проверках медучреждение не предупреждают, а основанием для их проведения становится жалоба пациента (потребителя услуг). Также жалобу вправе подать органы госвласти, сотрудники органов самоуправления, у которых есть основания утверждать, что медицинский центр оказывает некачественные услуги и не соблюдает законодательные требования. В рамках внеплановой проверки контролеры фиксируют процесс работы на том уровне, на котором он проводится обычно. Что касается планового визита, к нему всегда можно подготовиться, чтобы избежать проблем и штрафов со стороны органов контроля.

Обычно в рамках плановой проверки Роспотребнадзор изучает документы, регламентирующие деятельность данной медицинской организации, ее рабочий процесс.

Прежде всего, следует установить, есть ли у учреждения в наличии следующие документы и в каком они состоянии:

  • лицензия на оказываемые услуги (в медицинской, фармацевтической отрасли и так далее);

  • свидетельства ОГРН и ИНН, код ОКВЭД, номер расчетного счета;

  • устав юрлица;

  • документация на занимаемое помещение (свидетельство на право собственности, договор на аренду и прочие бумаги);

  • планы занимаемых помещений (включая поэтажные). Если в учреждении несколько корпусов, то необходим план на каждый из них;

  • штатное расписание на текущий год, в котором должны быть указаны совместители, вольнонаемные рабочие, вакансии и так далее;

  • приказ о назначении на должность, трудовое соглашение руководства предприятия и прочая документация.

Именно на основании вышеперечисленных документов медицинский центр может оказывать услуги населению.

Для того чтобы показать контролерам, в каком порядке предоставляются услуги и как соблюдаются санитарные нормы, у медицинского центра в наличии должны быть следующие документы:

  1. Актуальные санитарно-эпидемиологические заключения. Если нужно, исследования будут проведены в ходе проверки с последующим составлением заключений.

  2. Паспорт вентиляционных систем (обеспечение притока и оттока воздуха), технический отчет об их функционировании, журнал дезинфекции и очистки, договор на проведение работ по очистке, соглашение на техобслуживание и прочее.

  3. Программы производственного контроля: договоры на проведение всех необходимых процедур с подрядчиком, у которого есть соответствующая лицензия, приказ о назначении ответственного лица, протоколы выполняемых исследований и прочее.

  4. Программы утилизации отходов.

  5. Заключения об итогах медосмотра работников медицинских центров, санкнижки.

  6. Инструкции по обработке медицинских изделий, соглашения на их обслуживание и стирку медицинской одежды.

  7. Список применяемого оборудования, договоры на техобслуживание.

Также представители контролирующих органов просмотрят следующие журналы (есть ли они в принципе и как ведутся):

  • контроля концентрации дезинфицирующих средств;

  • расчета расхода дезинфицирующих средств;

  • контроля качества дезинфекции и стерилизации медицинских изделий и работы стерилизаторов;

  • регистрации и контроля функционирования бактерицидной установки;

  • генеральных уборок;

  • учета инфекционных заболеваний.

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке в 2019 году в ДОУ

ДОУ – это детские общеобразовательные учреждения, к которым относятся детские сады и школы. Для контроля проводимой в них работы в рамках РПН РФ специально создана такая структура, как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. Она существует в каждом населенном пункте с численностью населения, более 10 тысяч человек, а в крупных городах и районных центрах – по нескольку филиалов.

График контроля деятельности ДОУ предусматривает проведение плановых проверочных мероприятий не реже одного раза в 3 года. Исключение составляют сектора медицинского и образовательного обслуживания – здесь частота проверок составляет не более 2 раз в 3 года. Организация производит:

После нескольких резонансных происшествий, имевших серьезный негативный социальный эффект в стране, РПН в ходе плановых проверочных мероприятий уделяет отдельное внимание качеству и функциональности противопожарных систем в ДОУ, несмотря на то, что данная тематика находится в ведении пожарных надзорных ведомств. Для этого специалисты, участвующие в проверке РПН для получения необходимых компетенций даже прошли соответствующую переподготовку.

Что проверяет Роспотребнадзор

Роспотребнадзор проверяет все, что связано с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, прав потребителей и качеством товаров или оказания услуг.

Он не может проверить, платит ли компания налоги и взносы в бюджет, — этим занимается налоговая. Также не может наказать работодателя за невыплату зарплаты — это зона ответственности трудовой инспекции. Но может проверить, соблюдают ли на кухне ресторана СанПиНы и есть ли медкнижки у всех сотрудников, правильно ли оформлены ценники и насколько условия договора с потребителем соответствуют закону.

Проверки могут проходить : к одним компаниям или ИП инспектор приезжает лично и проводит проверку на месте — это называется «выездная проверка». В других случаях инспектор проверит только документы — это документарная проверка.

Любая из этих проверок может проходить как планово, по графику, так и внепланово, например если из клиентов пожаловался в Роспотребнадзор на компанию.

Размеры штрафных санкций

Ответственность за выявленные нарушения назначается в соответствии со статьями Кодекса об административных правонарушениях. Размер взыскания зависит от правового статуса нарушителя и характера противоправного деяния. Приведём таблицу с наиболее распространёнными нарушениями и штрафными взысканиями.

Тип правонарушения Размер штрафа в рублях для физ.лиц Размер штрафа в рублях для юр.лиц Иные виды наказаний
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм 500-1 000 10 000-20 000 Приостановление коммерческой деятельности на срок до 3 месяцев
Нарушение правил розничной торговли 5 000-20 000 100 000-300 000
Реализация товаров ненадлежащего качества 3 000-20 000 20 000-30 000
Повторное нарушение предыдущего пункта 7 000-30 000 30 000-50 000 Дисквалификация руководителя на 12 месяцев, конфискация объекта правонарушения
Обман покупателей 10 000-30 000 20 000-50 000
Введение в заблуждение 12 000-20 000 100 000-500 000
Непредставление достоверной информации о товаре или препятствия её получению 500-1 000 5 000-10 000
Ущемление законных прав покупателя 1 000-2 000 10 000-20 000
Непредставление полагающихся льгот для отдельных категорий граждан 500-1 000 5 000-10 000
Невозможность оплаты товара наличными средствами или безналичным расчётом 15 000-30 000 30 000-50 000
Несоблюдение требований

госорганизации

2 000-4 000
Неисполнение ранее вынесенного предписания 1 000-2 000 10 000-20 000 Дисквалификация руководителя компании на срок до 36 месяцев

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Итак, внеплановая проверка может быть:

  • Документарной: требуется предоставление в адрес РПН официальных документов, подтверждающих соблюдение предприятием действующего законодательства и необоснованность зарегистрированных претензий.
  • Выездной: сотрудники РПН сами все выявляют на месте.

ВАЖНО: срок проведения внеплановой проверки любого типа не может превышать 20 календарных дней.

В штатном режиме все начинается именно с документарной проверки. Во время ее инициации инспектор имеет право запрашивать строго определенный перечень документов. Закон запрещает требовать от ответственных лиц предприятия официальные бумаги, не относящиеся к сути дела.

ПРИМЕР: в случае осуществления проверки соответствия технологии производственного контроля заданным стандартам и требованиям сотрудник РПН не может потребовать заключения о прохождении планового медосмотра персоналом фирмы. В соответствии с приказом РПН №302Н на подобный запрос обязано отвечать исключительно медицинское учреждение, а не предприятие-работодатель.

Предоставлять документы в РПН можно как в виде простых (нотариально не заверенных копий), так и в виде скан-копий посредством электронной почты.

Выездная же проверка осуществляется в случае, если:

  • после проведения документарной проверки в ведомство продолжат поступать заявления о нарушениях;
  • после формального устранения нарушений, выявленных в период проведения документарной проверки (в 10-дневный срок после направления официального уведомления об этом со стороны РПН), у сотрудников ведомства останутся обоснованные сомнения в том, что все ошибки или противоречия действительно устранены.
Читайте также:  Путевой лист для легкового автомобиля

Основные нарушения в профилактике ковида со стороны работодателей

Сейчас проверки Роспотребнадзора проводятся регулярно, штрафы достаточно высоки, но даже не они так страшны, как приостановка деятельности до 90 суток, которая возможна на основании ст. 6.3 КоАП РФ. А чтобы предупредить такую вероятность приведу основные нарушения, допускаемые работодателями:

Наименование нарушения Необходимые меры по устранению нарушений
Не дезинфицируются помещения Следует проводить регулярную дезинфекцию помещений и особо контактных поверхностей. Подтвердить данный факт можно, предоставив журнал или график уборок с дезинфекцией, журнал приготовления раствора дезинфекции.
Не обеспечили наличие приборов обеззараживания воздуха В местах постоянного скопления сотрудников такие приборы необходимы. Использовать необходимо обеззараживатели, которые допустимо применять в присутствии людей!
Недостаточно медицинских масок Необходимо обеспечить минимум 5-дневный запас одноразовых масок, с учетом замены каждые 3 часа. Необходимо иметь договор на приобретение СИЗ, а также сертификат.
Отсутствуют антисептики Обеспечение работников антисептическими средствами обязательно. Во время проверки сотрудники Роспотребнадзора проверяют наличие сертификатов на используемую продукцию, а также срок годности.
Не ведется журнал измерения температуры сотрудников Данный журнал подтверждает факт организации “входного фильтра” и контроля за здоровьем работников. В случае его отсутствия считается, что предприятие не выполняет требований Роспотребнадзора. Выборочное измерение этого показателя также недопустимо, необходимо контролировать состояние всех работников.
Нет термометра Для подтверждения организации “входного фильтра” необходимо наличие бесконтактных термометров. Контактные термометры нужно дезинфицировать после каждого применения.
Уборочный инвентарь не маркирован или неправильно хранится Инвентарь для уборки нужно пометить красной маркировкой и хранить отдельно от остального.
Недостаточно средств дезинфекции Организация должна обеспечивать средств дезинфекции минимум на 5 дней. Наличие запаса проверяют с учетом того, сколько раз в день и в каких местах проводят дезинфекцию. Необходим журнал учета и выдачи дезсредств.
Не организован входной фильтр Основное требование при коронавирусе – это организовать измерение температуры работникам на входе. Если выявлены признаки ОРВИ, его нужно отстранить.
Сотрудники не носят маски и перчатки Нахождение сотрудников без средств защиты считается нарушением требований. Использованные СИЗ следует собирать и герметично упаковывать в два полиэтиленовых пакета.

Можно сказать, что письма и рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативно-правовыми актами и их можно не соблюдать. Спорить не буду, но доказывать свою правоту, после получения протокола об административном правонарушении в суде будет практически нереально, потому как сейчас все направлено на соблюдение данных рекомендаций.

Рекомендации Роспотребнадзора по коронавирусу есть практически для всех отраслей и работодателей. Ознакомить с ними вы можете здесь.

С чего начинается Роспотребнадзор

С полномочий, которыми его наделило государство, хотя очень часто сами сотрудники Роспотребнадзора не совсем себе их представляют. В результате страдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые даже не попадают в зону контроля этого ведомства. В соответствии с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденным Постановлением Правительства РФ N 322 от 30 июня 2004 года, эта служба осуществляет следующие интересующие нас в рамках данного материала полномочия:

  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • контроль за соблюдением правил продажи отдельных (предусмотренных законодательством) видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.

Еще один документ, на который стоит обратить внимание потенциальному проверяемому, — это «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг» (далее — Административный регламент). Данный документ описывает саму процедуру проверки от начала до конца. Советуем его распечатать и держать под рукой на случай внезапного визита.

Также не стоит забывать о Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон). Единственным случаем, когда этот закон не действует при проведении проверки, является расследование причин распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений (ст. 1 Федерального закона).

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы (ИНН, Устав);
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2021 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *