Ставка НДС в авиабилетах в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка НДС в авиабилетах в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Рассмотрим порядок регистрации в книге покупок билетов на аэроэкспресс, так как сначала работник добирается в аэропорт (при отъезде из Москвы до места командировки) или из аэропорта (после прибытия в Москву) и покупает билет на аэроэкспресс.

Электронный авиабилет и аэроэкспресс

Основной проблемой, с которой сталкивается бухгалтер, является возможность принятия НДС к вычету, если в электронном билете на аэроэкспресс не выделена отдельно сумма НДС, но есть записи «включая 18% НДС» либо «в т.ч. НДС – 18%». По мнению Минфина России (письма от 30.01.15 г. № 03-07-11/3522, от 30.07.14 г. № 03-07-11/37594, от 10.01.13 г. № 03-07-11/01), вычет НДС в этом случае невозможен, поскольку электронный билет (в отличие от его бумажного варианта) не является БСО, и положения п. 7 ст. 171 НК РФ к нему не применимы. Если сумма НДС отдельной строкой в билете не выделена, то общая стоимость билета (с НДС) учитывается в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль (п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Право на вычеты в таких ситуациях приходится защищать в судебном порядке. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12 г. № А19-5831/2012 судом не принят довод налоговой инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС в связи с тем, что в перевозочных документах (авиабилетах) не выделены отдельной строкой суммы НДС.

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборов Расшифровка
YQ Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZ Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YR Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RI Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2018 году
XT Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

НДС по авиационным и железнодорожным билетам в 2023 году

Многие организации отправляют своих сотрудников в командировки. Соответственно, по возвращении работника назад, он отчитывается за потраченные средства, в том числе и по проездным билетам. Иногда у бухгалтеров возникает вопрос можно ли взять эти суммы к уменьшению при подсчете налогов.

По этому поводу есть официальная позиция Минфина, который говорит, что если на самом билете прописана сумма налога, то ее можно учесть в расходах компании.

С 2017 года конкретно по самим билетам предусмотрена нулевая налоговая ставка НДС. Все дополнительные сборы и услуги облагаются по ставке 20%. При этом, чтобы НДС можно было безопасно принять к вычету, в билете должно быть четко расписано какая сумма налога относится к сервисному сбору или дополнительным услугам.

Ставка налога Когда применяется
20% Ставка общепринятая, касается всех сервисных услуг
10% Льготная ставка, применяется для билетов внутренних перелетов, кроме полетов в Крым
0% Льготная ставка, применяется для билетов на внутренних железнодорожных перевозках, перелетов в Крым и международных перевозках

НДС с авиа и ж/д билетов в 2021 году: можно ли принимать к вычету

Многие компании посылают своих сотрудников в командировку, по возвращении последние обязаны отчитаться в своих расходах документами строгой отчетности, в их числе авиа и ж/д билеты.
Возникает резонный вопрос – можно ли принять к вычету НДС с билетов в 2021 году, на которые в большинстве случаев не выписываются счет-фактура. Минфин РФ ответил на этот вопрос следующим образом, что для вычета НДС с ж/д- и авиабилетов в бланке билета (бумажного или электронного) обязательно должна быть строка с прописанной суммой налога. Иначе ставить НДС к вычету нельзя (письмо от 26.02.16 № 03-07-11/11033).

Читайте также:  Как получить рабочую визу в Германию?

По каким сервисным услугам в железнодорожном билете опасно заявлять вычет по НДС? Мы выяснили у налоговиков, как безопаснее заявлять вычеты и расходы. Подробности в статье «Чиновники усложнили учет расходов и вычет по билетам»

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборов Расшифровка
YQ Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZ Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YR Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RI Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2021 году
XT Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборов Расшифровка
YQ Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZ Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YR Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RI Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2021 году
XT Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

Особенности учета авиабилетов

Авиабилет представляет собой договор перевозки, заключенный между пассажиром и авиакомпанией и дающий право на услуги авиаперевозки, имеющий вид именного документа. Билет – это средство контроля, который в обязательном порядке регистрируется перед вылетом, после чего пассажиру выдается посадочный талон.

Важно! Бухгалтерский учет авиабилетов осуществляется на основании затрат, имеющих документальное подтверждение, понесенных работниками на проезд к месту назначения. Данные расходы относятся к прочим и учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Обязанностью работодателя является возмещение издержек сотрудника в командировке, в том числе суточные, оплату за питание и проживание, а также проезд. Оплата проезда работникам компенсируется независимо от того, какой вид транспорта был использован и каким способом был куплен билет. Главное, чтобы сотрудник мог предоставить работодателю обоснование своих потраченных сумм.

Авиабилет — это перевозочный документ, который удостоверяет заключение договора перевозки пассажира воздушным транспортом и содержит условия такой перевозки (п. п. 1 — 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ). Согласно п. 4 ст. 105 названного Кодекса форму билета утверждает Минтранс России. Оформляют авиабилет как в традиционном, бумажном, так и в электронном виде (п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

В настоящее время действуют два Приказа Минтранса России, определяющие форму авиабилета:

  • от 29.01.2008 N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации»;
  • от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. от 18.05.2010).

Распечатка электронного авиабилета на бумажном носителе (маршрут/квитанция) исходя из п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 признается документом строгой отчетности.

Пассажир может отказаться от полета. Если это произошло более чем за сутки до полета, деньги за билет возвращаются полностью, а если позже — авиакомпании удерживают сбор в размере не более 25% стоимости билета на основании ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

Электронный билет: как подтвердить расходы

В случае приобретения авиабилета в бездокументарной форме для подтверждения расходов потребуется маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-07/20, от 01.02.2011 N 03-03-07/1 и др.).

Маршрут/квитанция, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок, — это документ строгой отчетности. Поэтому с ее помощью можно подтвердить расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения.

Напомним, что до вступления в силу Приказа Минтранса России от 18.05.2010 N 117 (до 4 июля 2010 г.) маршрут/квитанция не являлась документом строгой отчетности. Поэтому для подтверждения расходов на приобретение билета требовался также чек ККТ или бланк строгой отчетности, подтверждающий фактическую уплату денежных средств (Письма Минфина России от 04.02.2009 N 03-03-07/3, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115214 и др.).

Правила чтения условных обозначений в авиабилетах

Если научиться правильно читать условные обозначения в обычных и электронных авиабилетах, можно быстро отыскать номер своего рейса, выход на посадку и другие не менее важные значения, позволяющие пассажиру уверенно ориентироваться в аэропорту и в самолете.

Читайте также:  Заполнение и сдача раздела 2 ЕФС-1 за полугодие 2023 года (вместо 4-ФСС)

В авиабилетах российских перевозчиков публикуется код бронирования, класс обслуживания, тарифный план, предусматривающий набор определенных услуг, а также дата и время вылета, номер выхода на посадку и запланированное время прибытия в пункт назначения (местное).

Код бронирования включает цифры и буквы. Их можно найти на бумажном билете и электронном, том числе и на маршрутной квитанции. Обычно код состоит из 6 знаков, но сейчас встречаются и коды из 5 символов.

Код бронирования нужен для того, чтоб узнать информацию о полете. Может применяться для изменения данных, подтверждения брони, онлайн регистрации, при при обмене или возврате авиабилета. Такой код на своем билете имеет каждый пассажир, который будет лететь на самолете.

Для самолетов выделяют несколько классов обслуживания. Их разница заключается в комфорте и стоимости за билет. Для каждого класса есть собственные буквенные обозначения.

Выделяют три основных класса обслуживания:

  1. Эконом класс.
  2. Бизнес класс.
  3. Первый класс.

Эконом класс является наиболее популярным вариантом обслуживания. Это недорогие билеты с базовым комфортом. В основном при таких перелетах за габаритный багаж надо заплатить дополнительно. Эконом класс имеет свою классификацию, что помечается в билетах. О допустимом весе багажа в самолете можно прочитать тут.

Применяются следующие обозначения:

  • W – премиум;
  • S, Y – экономичный класс по уровням комфорта;
  • B, H – билеты с разными скидками;
  • K, L – экономичный класс со скидками;
  • M – туристический;
  • N, Q, T, X, O – обозначения скидок;
  • V – молодежный тип билетов со скидкой;
  • G – групповой билет.

Бизнес класс имеет лучший комфорт, чем эконом, но и цены на него выше. Багаж можно провозить бесплатно. Регистрация вне очереди. Ожидать самолет можно в отдельном зале. Стюардессы предлагают более разнообразное питание. Часто предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Буквенных обозначений гораздо меньше, чем у эконома.

Расшифровка букв в авиабилетах бизнес класса:

  • J – премиум;
  • С – стандарт;
  • D, Z, I – скидочный билет в зависимости от типа скидки.

Билеты премиум класса самые дорогие. Отличаются повышенным комфортом. Обслуживание относится к категории VIP. Доступно большое вкусное меню, элитные напитки премиум класса. Можно провозить габаритный багаж. Соответственно, за такие услуги стоимость на билеты премиум класса выше всего.

Для билетов такого уровня приняты следующие обозначения:

  1. F – стандартный первый класс.
  2. P – улучшенный первый класс. Доступны телефоны, большие мониторы и широкие спальные места.
  3. А – первый класс с наличием скидки. Скидки могут предоставляться во время определенного сезона или праздников.

Тариф авиабилета – это оплата, которую берет компания за обслуживание и оказание услуг во время полета. Тарифы могут быть самыми разными. В основном, стоимость напрямую зависит от класса обслуживания и маршрута, который выполняет самолет. Для уменьшения стоимости тарифа могут применяться скидки.

Покупка электронного билета работником за наличный расчет на пассажирском транспорте

Формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте утверждены Приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322 (далее — Приказ N 322).

Согласно п. 2 Приказа контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Поэтому обоснование применения вычета по электронному билету на пассажирском транспорте аналогично ситуации, связанной с покупкой электронного авиабилета.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что если в электронном пассажирском билете, распечатанном на бумажном носителе, сумма НДС выделена отдельной строкой, то вычет налога правомерен.

При этом контрольный купон (выписка из автоматизированной системы) с выделенной отдельной строкой суммой НДС регистрируются в книге покупок и являются основанием для принятия этой суммы НДС к вычету.

Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322(далее – Приказ № 322), а электронного авиабилета – Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 (далее – Приказ № 134).

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Читайте также:  Какие денежные выплаты и компенсации положены чернобыльцам

В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.

Авиабилет — это перевозочный документ, который удостоверяет заключение договора перевозки пассажира воздушным транспортом и содержит условия такой перевозки (п. п. 1 — 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ). Согласно п. 4 ст. 105 названного Кодекса форму билета утверждает Минтранс России. Оформляют авиабилет как в традиционном, бумажном, так и в электронном виде (п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

В настоящее время действуют два Приказа Минтранса России, определяющие форму авиабилета:

  • от 29.01.2008 N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации»;
  • от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. от 18.05.2010).

Распечатка электронного авиабилета на бумажном носителе (маршрут/квитанция) исходя из п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 признается документом строгой отчетности.

Пассажир может отказаться от полета. Если это произошло более чем за сутки до полета, деньги за билет возвращаются полностью, а если позже — авиакомпании удерживают сбор в размере не более 25% стоимости билета на основании ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

Билет на иностранном языке

Нередко авиабилет, особенно в электронной форме, составляется на иностранном языке. Но документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ). Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Руководствуясь этими нормами, Минфин России сделал вывод о необходимости построчного перевода билета, составленного на иностранном языке, на русский язык (Письма от 24.03.2010 N 03-03-07/6, от 22.03.2010 N 03-03-06/1/168, от 22.03.2010 N 03-03-05/57 и др.).

Налоговики придерживаются иной точки зрения. ФНС России в Письме от 26.04.2010 N ШС-37-3/656@ указала, что авиабилеты, в том числе и электронные, имеют унифицированную международную форму. Фамилия, имя пассажира записываются в билет набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора. А наименования реквизитов электронного билета, указанные на английском языке, совпадают с наименованием аналогичных реквизитов, указанных в Форме пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации, утвержденной Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15. Поэтому, как считают налоговики, не обязательно делать построчный перевод билета на русский язык.

Несмотря на такие благоприятные для налогоплательщиков разъяснения, на наш взгляд, лучше подстраховаться и сделать перевод авиабилета. Ведь Письмо ФНС России не является нормативным правовым актом и не обязательно для применения. А перевод может выполнить и работник организации, стороннего специалиста привлекать для этого не обязательно (Письма Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/1/168, от 26.03.2010 N 03-08-05/1 и др.). Причем переводить информацию, не имеющую существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условия применения тарифа, правила авиаперевозки, правила перевозки багажа, иную информацию), не нужно (см., например, Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-07/6).

И.Невский

К. э. н.,

аттестованный аудитор

2018-04-2323.04.2018 14:01

Обложение НДС операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации в дальнем сообщении производится по ставке 0 процентов. К остальным сборам и сервисным услугам, в том числе к услугам за предоставление постельных принадлежностей и питания, применяется ставка НДС 18%.

Кодировка российских и международных авиакомпаний – ИАТА

Кодировка – это индивидуальный идентификатор, который имеет 2 или 3 знака. Коды ИАТА выдаются Международной ассоциацией воздушного транспорта. Они нужны для удобного обозначения авиакомпаний.

Для примера, коды некоторых авиакомпаний России и мира:

Название авиакомпании Обозначение
Авиалинии Дагестана (Dagestan Airlines) N2
Авиалинии Саудовской Аравии (Saudi Arabian Airlines) SV
Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) OS
Адрия Эйрвэйс (Adria Airways) JP
АЗАЛ – Азербайджанские Авиалинии (AZAL – Azerbaijan Airlines) J2
Аляска Эйрлайнс (Alaska Airlines) AS
Американ Эйрлайнс (American Airlines) AA
Белавиа (Belavia Airlines) B2
Бурятские авиалинии (Buryat Airlines) BU
Египетские авиалинии (Egypt Air) MS
Норвежские авиалинии (Norwegian Airlines) SK
S7 Airlines (С7 Сибирь) S7
Турецкие авиалинии (Turkish Airlines) TK
Чешские авиалинии (CSA Czech Airlines) OK
Японские авиалинии – ДЖАЛ (Japan Airlines – JAL) JL


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *